«Арт-Россия» в лицах. Чем удивляли художники посетителей Нижегородской ярмарки

Автор фото: Ольга Севрюгина

Дождливый Питер или залитая солнцем Москва, бушующее море или южный городок, изнывающий под палящими лучами солнца, суровый оленевод или гордая испанка, закружившаяся в вихре танца — маленькие акварели и громадные монументальные работы. Всё это было представлено на выставке «Арт-Россия» на Нижегородской ярмарке. В этом году в ней приняли участие более 700 художников, скульпторов, керамистов, фотографов и мастеров из 40 регионов России и 15 стран. Это Армения, Беларусь, Боливия, Гана, Грузия, Израиль, Индия, Италия, КНДР, Мадагаскар, США, Украина, Чехия, Швеция. На огромной выставочной площади в 12 тысяч квадратных метров было всё: живопись, графика, резьба по дереву, изделия декоративно-прикладного искусства, товары hand-made, авторские куклы, украшения, авторская одежда.

Многие из художников уже приезжали на выставку в прошлом году, и вторая «Арт-Россия» собрала на ярмарке друзей и единомышленников, объединённых искусством.

Ярко

Найти что-то по вкусу тут мог каждый. Картины художников из Индии манили красотой природы, работы гостей из Африки поражали буйством красок. Особенно привлекали посетителей работы Дмитрия Козлова из Перми. Его удивительные герои узнаются мгновенно. Они словно дети, играющие во взрослых. Переписанные им на свой лад знаменитые «Незнакомка» и «Шоколадница» — милое почти хулиганство, которое притягивало взоры.

— Мне было интересно показать классиков через мою призму, — рассказал художник. — Многие люди, которые приходили ко мне учиться, пытались сделать что-то похожее, но не смогли. Я и сам не знаю, в чём мой секрет.

Ван Гог в объятьях Моны Лизы

Но не только классику можно было увидеть в павильонах Ярмарки. Современное искусство не менее популярно и обсуждаемо — от абстрактных картин и скульптур, смысл которых зачастую мог объяснить только сам автор, до натуралистичного поп-арта в стиле Энди Уорхола. Ну где ещё можно увидеть огромную модульную картину, с каждого фрагмента которой на вас смотрит Ван Гог, нежно обнимающий приникшую к нему Мону Лизу.

Завораживали игрой света и цвета работы из стекла и керамики — скульптуры, декоративные панно и плитки, вазы, журнальный столик, в котором прозрачная столешница покоится на головках кувшинок, создавая вокруг себя ауру уютного лесного озерца. И не поддающиеся исчислению серьги, бусы, подвески и прочие украшения. И тут же — расписные чашки, тарелочки, магнитики, скульптурки из обожжёной и необожжёной глины, которые посетители покупали себе и в подарок сразу по несколько штук.

Пабло. Но не Пикассо

Практически все гости выставки стремились познакомиться поближе с необычным участником – лисом Пабло. Его хозяйка — художник и заводчица фокстерьеров Юлия Мершиева, живущая недалеко от Питера, — шутливо называет лиса своей «музой». И это правда: почти на всех её работах — как в скульптуре, так и в графике — есть лисица. Как ни странно, сначала в её жизни появилась огромная картина с лисой — та самая, что представлена на выставке. А потом к Юлии попал Пабло. Маленького, ещё слепого лисёнка она спасла от гибели. Его воспитали её собаки, и новый питомец стал для Юли другом и моделью. Пабло посещает с хозяйкой все выставки страны. Лис настолько привык к ажиотажу вокруг своей персоны, что охотно позирует перед теле- и фотокамерами, демонстрируя свой невероятно пушистый хвост.

Очарование старины

Привлекали посетителей и антикварные лавочки. Покупатели перебирали старинные украшения, осматривали мебель, керосиновые лампы всех форм и моделей. От обычных советских до заграничных красавиц с корпусом из бронзы и тончайшего расписного фарфора. А обилию медных и «серебряных» антикварных чайничков, приехавших в Нижний из Белоруссии, позавидовал бы любой музей.
В этом году на выставке было представлено множество работ из дерева — от маленьких резных скульптурок-оберегов до огромных ваз из капа — плотного, почти как камень, выроста на деревьях, долговечного и обладающего просто фантастическим рисунком.

Хочу на ручки!

А в шестом павильоне среди множества украшений и картин зрителей встречали куклы. Море кукол, выполненных в самых разных техниках — от простеньких тряпичных оберегов до изумительных, изысканных, выполненных в единичном экземпляре фарфоровых коллекционных светских дам, созданных Ларисой Смирновой. Особенно привлекал внимание посетителей восседающий на фоне Нижегородского кремля барон фон Мюнхгаузен — точно такой, каким его знают поклонники Олега Янковского. Фантастически реалистичная кукла работы нижегородского мастера Анастасии Сероглазовой хитрым взором окидывала участников выставки, а в улыбке барона читалась мысль: всё самое интересное здесь начинается ночью, когда павильон пустеет и мы остаёмся одни. Сказочное впечатление добавлял одноногий пират, охраняющий сундуки с сокровищами, и демоны ночи — устрашающие, но безумно притягательные хеллоуинские зайцы с бешеными глазами, табличка рядом с которыми гласила «Хочу на ручки!»

Экономикс

Только вот посетителей было не так уж много, даже в выходные дни. Многих отпугнула цена на билеты. Все дни ярмарки город в социальных сетях бурно обсуждал эту тему. В итоге сошлись во мнении, что 400 рублей за входной билет на выставку-ярмарку, на которой что-то хочется ещё и приобрести, – слишком дорого. Особенно если запланирован семейный выход, пусть и со льготами на вход для детей и пенсионеров. Эту же мысль высказывали и участники ярмарки. Большинство респондентов считали, что 200 рублей – красная цена за вход, а многие так и вовсе уверены, что странно взимать плату за то, что ты идёшь что-то купить. «Мы уверены, что будь цена билета ниже, посетителей и покупателей у нас было бы гораздо больше», — эта фраза рефреном звучала вплоть до закрытия ярмарки. Далеко не все участники смогли оправдать затраты на аренду места в павильоне и свой приезд. «Если в том году мы остались в плюсе, то в этом еле отбили свой приезд», — печально рассказала нам одна из мастериц, подсчитывая доходы и расходы в маленькой книжечке. Поэтому многие гости Нижнего серьёзно задумывались, отвечая на вопрос, приедут ли они в следующем году. Тем более что в связи с реконструкцией ярмарочного комплекса некоторые павильоны скоро снесут. «А будет ли выставка в следующем году? Где мы будем размещаться?» — спрашивали они. Впрочем, «Арт-Россия» уже стала брендом Нижнего и полюбилась как нижегородцам, так и гостям города, и, скорее всего, будет снова и снова радовать удивительными встречами с искусством.

Учтут ли пожелания участников и посетителей организаторы ярмарки, скорее всего, узнаем через год.

Дмитрий Козлов, художник:

«В современном мире художникам всё сложнее становится продать свои работы, а такие выставки помогают не только себя показать, но и завести новых почитателей, новых клиентов»

Сергей Казук, организатор выставки «Арт Россия»:

«Это уникальный проект не только для Нижнего Новгорода, но и для всей страны. Такого формата, качества нет даже в столичных городах»