Её магистраль

Фото из архива героини

«Работы много, но народ подобрался хороший. Сразу стало понятно, что не подведут комсомольцы-добровольцы. Здесь всё как на ладони, все на виду. Метр за метром наращивается стальной путь, возводятся корпуса, посёлки. И с каждым днём мужают, закаляются наши бамовцы»…

Татьяна МАКРАКОВА, Выкса

Одна из сотни

Героинями книги «100 интервью с советскими женщинами», выпущенной издательством «Молодая гвардия» в 1975 году, были прославленная лётчик-испытатель Марина Попович, лауреат Ленинской премии певица Людмила Зыкина, доктор медицинских наук, лауреат Государственной премии Зоя Миронова, многие Герои Социалистического Труда. И среди них – Любовь Чураева – простая труженица, комсомолка из совсем не столичной Выксы.

Это потом она станет лауреатом премии Ленинского комсомола, будет в числе первых, кто в ноябре 1976-го за свои трудовые заслуги получит медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали» — тогда самую почётную и престижную в среде молодёжи, 29 апреля 1985 года её наградят орденом Трудового Красного Знамени. Впрочем, на тот момент у неё была одна высокая награда — медаль «За трудовое отличие». И это в 22 года! А вскоре после её получения девушка в составе первого отряда уехала строить БАМ.

«Мы же в Тынду, мы в столицу»

Своей профессии отделочника Люба была верна всю жизнь. После окончания восьми классов Новодмитриевской школы поступила в только что открывшееся ПТУ-57. В 1968-м устроилась в СМУ и работала отделочником на промышленном и жилищном строительстве Выксы. Все задания выполняла на совесть, в срок. Поэтому вскоре и была назначена бригадиром комсомольско-молодёжной бригады, которая под её руководством стала одной из передовых.

В 1974 году Любовь представляла Выксу на областной комсомольской конференции, где была избрана делегатом ХVII съезда ВЛКСМ.

Этот съезд, проходивший 26 апреля 1974-го, стал для нашей страны знаковым. Именно на нём был сформирован Всесоюзный ударный комсомольский отряд строителей Байкало-Амурской магистрали. И именно с участием молодёжи это строительство, начавшееся два года назад, вступило в активную фазу. От Горьковского обкома ВЛКСМ в отряд было зачислено 15 человек. В их числе две выксунки — Таня Савина и Люба Чураева.

В посёлке Тында – «столице БАМа», где им предстояло работать, жили всего 4000 человек.

— Поселили нас в одноэтажный неблагоустроенный барак, — рассказывает Любовь Семёновна. – Мне, бывшей деревенской девчонке, было привычно такое житьё, а вот городские привыкали к нему очень долго. Многим тяжело далась акклиматизация, в особенности морозы, доходившие до 55 градусов. И это при небольшом снежном покрове. Я же все капризы погоды переносила достаточно легко.

Без особых трудностей удавалось ей выполнять и задания. Своими энергией, трудолюбием она заряжала окружающих. Недаром члена партии Чураеву избирали и в бюро Тындинского горкома КПСС, и в обком Благовещенска. Пройдёт чуть больше двух лет после того памятного съезда, и участок железной магистрали БАМ – Тында будет сдан во временную эксплуатацию.

Она строила БАМ

К началу 80-х годов Тында из небольшого рабочего посёлка превратилась в город с более чем 80 тысячами населения. В одной из многоэтажек поселилась Люба, а неподалёку и Таня Савина, отпраздновавшая комсомольскую свадьбу и ставшая Пузанковой.

Официальное открытие сквозного движения поездов по всей Байкало-Амурской магистрали было объявлено на торжественном митинге, прошедшем 27 октября 1984 года в Тынде. Эту дату принято считать днём рождения БАМа. В митинге принимала участие и Любовь Чураева.

В середине 80-х вместе с семьёй вернулась в Выксу Татьяна Пузанкова, а вскоре по просьбе мамы приехала и Люба. Снова строить – только уже здания. Для людей, живущих в родном городе