Можно ли по-настоящему сэкономить в «чёрную пятницу»?

Совсем скоро для всех жителей страны наступит «чёрная пятница» – день, когда супермаркеты и онлайн-магазины распродают товары с огромными скидками. Купить компьютер или телевизор, новейший смартфон или заветную вещь можно со скидками до 90 процентов.

Впрочем, эксперты и покупатели до сих пор разделены на два лагеря. Одни считают «чёрную пятницу» раем для шопоголиков. Другие уверены, что подобные распродажи – обычный «развод» и под видом суперскидки магазины сбывают покупателям ненужный и залежалый товар.

За ценой не постоим

В этом году «чёрная пятница» стартует 23 ноября в 19.00 и продлится три дня. Помимо обычных распродаж в более чем 250 сетевых магазинах покупателей ждёт масштабная интернетраспродажа на специальной площадке BlackFridaySale.ru. Скидки до 90 процентов обещают почти 400 компаний. В прошлые годы число посетителей сайта достигало 5 миллионов человек. В этом году организаторы мероприятия ожидают новый рекорд по посещаемости.

За пять лет, что мы проводим «чёрную пятницу» в России, нам удалось выстроить культуру идеальной распродажи: когда продавец готовит бестселлеры с максимальными скидками, а покупатель ждёт их, зная, что такие цены возможны только раз в году, – рассказала коммерческий директор ООО «Блэк Фрайдэй» Светлана Харабурова.

Интернетпокупки в «чёрную пятницу» действительно стали популярными. Пользователям Сети не нужно занимать очередь с самого вечера, чтобы раньше других попасть в супермаркет, когда он откроется, и успеть выбрать всё, что они хотели.

Мы с мужем ждём этого дня с нетерпением! – не скрывает эмоций нижегородка Светлана Лёвина. – Три года назад мы купили огромный плазменный телевизор со скидкой в 50 процентов. Через годкрутой компьютер, за который заплатили всего 10 тысяч рублей. А за несколько дней до этого в интернетмагазине он стоил почти 30 тысяч. В этом году мечтаем какиенибудь зимние вещи прикупить со скидкой.

Опытные покупатели советуют новичкам отслеживать начало распродажи в рамках «чёрной пятницы 2017» и заранее создать личный кабинет в магазине, в котором планируется покупка, чтобы оформление товара произошло быстрее.

Стоп, продажа

Впрочем, многие к подобным глобальным распродажам относятся со скептицизмом.

Не верю я в них, – делится опытом нижегородка Марина Бугрова. – В последний раз «повелась» на дорогой парфюм. За неделю до «чёрной пятницы» любимые духи резко выросли в ценес привычных 6 тысяч до 13 тысяч рублей. А в «чёрную пятницу» они стали стоить 5500! Скидка составила всего лишь 500 рублейну и какая это мегараспродажа? Обычный маркетинговый ход со стороны продавцов.

Эксперты также не советуют «пускаться во все тяжкие» в дни распродаж.

В США, Европе, где «чёрные пятницы» проводятся годами, этот процесс отлажен, – рассказывает заместитель директора Союза потребителей Павел Ивановский. – Покупатели действительно могут значительно сэкономить, покупая технику, вещи и т. п. Глядя на это, россияне ждут таких же масштабных распродаж. Но пока в России всё устроено подругому. Конечно, некоторые участники рынка работают добросовестно. Это реальные магазины, где предлагаются реальные скидки. Но в любом случае это будут товары не из последней коллекции, не топовая строчка продаж. Скорее всего, вы приобретёте товар из прошлой коллекции, не новый.

А есть и вовсе недобросовестные продавцы.

На вывесках они указывают сумасшедшие скидки и при этом какимлибо образом накручивают цены, – говорит Павел Николаевич. – Есть такая практика: за пару недель до «чёрной пятницы» поднять цены, а в день акции вернуть их на прежний уровень, чтобы создать ощущение скидки. Как это проверить? Прибавить скидку, которая там указана, и посмотреть, что у нас остаётся: среднерыночная цена или гораздо ниже? Если к цене вы прибавите 80-процентную скидку, и получится цена ниже средней рыночной, то здесь кроется явный обман.

При этом эксперты напоминают: если через пару дней вы поняли, что, погорячившись, купили ненужную вещь и ни о какой мегаскидке речи не идёт, то её можно вернуть, как и любой обычный товар.

А вот решать, гоняться ли за скидками в «чёрную пятницу» или позднее спокойно и не торопясь выбрать понравившуюся вещь, каждый решает сам.

ФАКТИЧЕСКИ. Своё участие в глобальной распродаже подтвердили больше 250 магазинов: «Лореаль», «Летуаль», «Ив Роше», «Юлмарт», «Алиэкспресс», «Ламода», «Снежная Королева», «Остин» и другие. Среди магазинов с товарами для детей в акции участвуют: «Акула», «КидСторе», «Кидерия», «Бабаду» и прочие. В распродаже бытовой техники и электроники будут участвовать «Техносила», «М.Видео», «Медиа Маркт», «Связной» и многие другие.

В Нижегородской области свои двери для любителей шопинга распахнут практически все крупные торговые центры: «Мега», «Фантастика», «Рио», «Небо», «Индиго», «Инхаус», «Парк Хаус».

ИСТОРИЯ ВОПРОСА. Black Friday (Блэк Фрайдей), что дословно переводится как «чёрная пятница» – это день огромных скидок и распродаж. Зародилась эта традиция в США. «Чёрная пятница» – четвертая пятница ноября, сразу после Дня благодарения.

Традиция распродавать всё по беспрецедентно низким ценам именно в эту пятницу появилась ещё в XIX веке: так как День благодарения празднуется в четверг, в пятницу люди хотели также выразить свои добрые чувства, отдавая за бесценок вещи или даже вовсе даря их. В 1960-х годах с развитием феномена массового потребления, появления крупных торговых центров и корпораций «чёрная пятница» стала характеризоваться огромными скидками, гигантскими очередями, а иногда даже и истерией и драками в погоне за дешёвыми товарами.

Как правило, первые покупатели моллов в этот день получают скидку от 50 % до 80 %, и именно поэтому большое количество людей хотят быть в числе первых. Термин «чёрная пятница» появился в 1966 году и поначалу употреблялся в основном на Восточном побережье СШАв Филадельфии. Изза большого количества машин и людей после Дня благодарения на улицах стало больше полицейских, а, как известно, в США их форма черного цветаоттуда и пошло название.

ИНТЕРЕСНО. В прошлую «чёрную пятницу» американцы потратили на интернетпокупки 3,34 миллиарда долларов. Самыми популярными покупками стали мобильные телефоны, наборы Lego, электроскутеры, квадрокоптеры, куклы Барби, а также телевизоры.

Сколько потратили россияне в «чёрную пятницу» год назад, никто не подсчитывал. Продавцы отметили, что в прошлом году жители страны экономили на крупной бытовой технике и дорогостоящих товарах. В результате самыми популярными покупками оказались гаджеты, электроника для красоты и постельное бельё.