Ольга Сулима: «Областная власть делает всё для того, чтобы жизнь нижегородцев была комфортной»

Интервью и.о. министра финансов Нижегородской области Ольги Сулимы на тему «Формирование межбюджетных отношений на 2018 год»

— Ольга Юрьевна, бюджет на 2018 год утвержден депутатами Законодательного Собрания в первом чтении. Мы часто слышим о недофинансировании нашего областного центра со стороны регионального бюджета. Изменится ли ситуация в следующем году? Ощутят ли жители города на себе рост финансирования из областного бюджета?

— Нижний Новгород при формировании межбюджетных отношений никогда не находился в положении обиженного. Лучше всего об этом говорят цифры. Возьмём трехлетний период. С 2015 по 2017 год доходы города выросли на 25% или на 5 млрд. рублей. Большую часть из этих доходов составляет финансовая помощь из областного бюджета. То есть, межбюджетные отношения формируются таким образом, чтобы обеспечить ежегодный рост доходов.

— Каково финансовое положение Нижнего Новгорода по сравнению с другими региональными центрами Приволжского федерального округа? Традиционно наш город сравнивают с Казанью и отставание по ряду показателей налицо.

— Отставание в финансовой обеспеченности есть. Только не у Нижнего Новгорода от Казани, а наоборот. По объему доходов столица Татарстана уже на протяжении нескольких лет уступает Нижнему Новгороду. Впрочем, как и все остальные города ПФО. Приведу пример, доходы Нижнего Новгорода в 2015 году составили 24,1 млрд. рублей, в 2016 году – 28,4 млрд. рублей, план на 2017 год – 29,9 млрд. рублей. У Казани следующие доходы: 2015 год – 22,1 млрд. рублей, 2016 год – 22,4 млрд. рублей, план на 2017 год – 20,6 млрд. рублей.

Эти цифры из официальных источников. К сожалению, некоторые эксперты их в упор не видят и продолжают, как мантру, твердить о плачевном финансовом положении города, чего и рядом нет.

В следующем году Нижнему Новгороду посредством межбюджетных отношений обеспечен самый большой бюджет в ПФО – 28,8 млрд. рублей. Для первоначального прогноза это очень серьезная цифра. Первоначальный план доходов города на 2017 год составлял 25,5 млрд. рублей. Часть указанных средств поступит в бюджет города в виде субвенций на исполнение государственных полномочий. Но и без учета субвенций, доходы на исполнение собственных полномочий составят 17,1 млрд. рублей, что значительно больше доходов на исполнение собственных полномочий любого из городов ПФО. Например, у Казани – 14,1 млрд. рублей, у Самары – 14 млрд. рублей, у Уфы – 15 млрд. рублей.

Областная власть делает все для того, чтобы жизнь нижегородцев была комфортной. Я думаю, необходимо обратить более пристальное внимание на эффективность использования поступивших в бюджет Нижнего Новгорода средств. У нас есть соответствующие инструменты. Например, министерство финансов может проводить казначейское сопровождение крупных муниципальных контрактов, реализуемых за счет межбюджетных трансфертов из областного бюджета. Что это такое? Фактически, это контроль и проверка подрядчиков и субподрядчиков всех уровней, являющихся исполнителями муниципальных контрактов. Это позволит избежать проблем со своевременным вводом в эксплуатацию уже профинансированных из бюджета объектов, подобных тем, какие возникли со строительством станции метро «Стрелка». Администрация города Нижнего Новгорода такого тщательного контроля не осуществляет.

— Напротив, в Нижегородских СМИ прозвучало, что «рейтинг Нижнего Новгорода заметно выше, чем рейтинг Нижегородской области». Так прокомментировал председатель бюджетной комиссии гордумы Нижнего Новгорода Марк Фельдман. Вы согласны с такой оценкой?

— Я ознакомлена с комментариями председателя бюджетной комиссии гордумы Марка Фельдмана о якобы более высокой, чем у Нижегородской области, рейтинговой оценке города Нижнего Новгорода.

На самом деле, сравнение рейтинга, присвоенного Нижнему Новгороду А-(RU), и рейтинга, присвоенного Нижегородской области ВВ, проведено неграмотно.

Поскольку, рейтинг г. Нижнего Новгорода А-(RU) – это рейтинг по национальной шкале, присвоенный Нижнему Новгороду национальным рейтинговым агентством АКРА.

Рейтинг Нижегородской области ВВ – это рейтинг по международной шкале, присвоенный Нижегородской области международным рейтинговым агентством Фитч Рейтингс (Fitch Ratings).

Также международным рейтинговым агентством Фитч Рейтингс был присвоен Нижегородской области и рейтинг по национальной шкале — «АА-(rus)» со «Стабильным» прогнозом, которые как раз и правильнее было бы сравнивать друг с другом.

Таким образом, мы видим, что рейтинг Нижегородской области по национальной шкале (АА-(rus)) на три шага выше, чем рейтинг по национальной шкале у Нижнего Новгорода (А-(RU)).

В связи с изменением федерального законодательства (Закон РФ от 13.07.2015 № 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в РФ») с июля 2017 года национальные рейтинги имеют право присваивать только рейтинговые агентства, аккредитованные Центральным банком Российской Федерации. На сегодня аккредитацию получили два российских рейтинговых агентства – АКРА и «Эксперт РА».

На основании этого Нижним Новгородом в сентябре 2017 года было отобрано рейтинговое агентство АКРА, которое в ноябре присвоило рейтинг по национальной шкале г.Н.Новгороду.

Нижегородская область также провела в октябре 2017 года отбор рейтингового агентства для присвоения области рейтинга по национальной шкале. Победителем признано рейтинговое агентство «Эксперт РА». Присвоение рейтинга по национальной шкале Нижегородской области ожидается в конце декабря 2017 г. – начале январе 2018 г.