«Портреты с газетами». Как печатные СМИ стали произведениями искусства
Первая печатная газета под названием «Столичный вестник» появилась в Китае в 8 веке. Газеты печатали с досок, на которых вырезали иероглифы, покрывали тушью и делали оттиски.
Позднее, с изобретением Иоганном Гуттенбергом печатного пресса, газеты перестали быть написанными от руки свитками, а стали настоящими печатными СМИ.
Первой печатной газетой в современном понимании стала французская газета «La Gazette», издававшаяся с 1631 года. Тираж газеты насчитывал около 1200 экземпляров.
Первая российская газета “Ведомости” появилась в начале 18 века при Петре I.
Расцвет печатных СМИ как в Европе, так и в России пришелся на 19 – 20 века. Именно в этот период газеты стали писать об общественной и политической жизни.
Тогда же и стали появляться первые портреты людей, читающих газеты. Газеты стали важной деталью, дополняющей сюжет жанровой живописи.
Орест Кипренский. «Читатели газет в Неаполе». 1831 г.
На этой картине изображены четверо мужчин, один из которых читает газету, остальные внимательно слушают. Сам художник писал о том, что картина написана с натуры и изображает «политическое чтение».
Анри де Тулуз-Лотрек. Дезире Дио читает газету в саду. 1890 г.
Художник написал портрет французского буржуа за чтением газеты в своем саду.
Иегуда Пэн. «Варшавский часовщик, читающий газету». 1914 г.
Судя по выражению лица часовщика, он читает «светскую хронику» того времени.
Николай Богданов-Бельский. За чтением газеты. Вести с войны. 1905 г.
Картина, написанная в начале 20 века, русским художником-реалистом Николаем Богдановым-Бельским переносит нас в события революции 1905 года. Крестьяне внимательно слушают молодого человека, читающего газету. Художник очень точно передает настроение людей: они обеспокоены, расстроены, обречены. Они понимают, что война унесет, или возможно уже унесла, много жизней их родных и близких. Мрачный, темный фон, тусклый свет из окна дополняет трагизм сюжета.
Пабло Пикассо. Ветчина, бокал, бутылка и газета. 1914 г.
Великий гений кубизма условно изображает предметы — атрибуты «застолья», присущие образу жизни художественной богемы начала 20 века. Стоит отметить, что художник достаточно часто изображал газеты на своих натюрмортах. Это еще раз подтверждает тот факт, что печатные СМИ в то время пользовались огромной популярностью.
Оскар Рабин. Натюрморт с рыбой и газетой «Правда». 1968 г.
В советское время популярным сюжетом натюрмортов стала рыба, лежащая на газете. Типичный советский быт, стакан водки, рыба, завернутая в газету.
Автор, будучи лидером движения нонконформизма, смело и откровенно для того времени передает унылый быт простого советского гражданина. С другой стороны, художник иронично выставляет напоказ утрированные, высокопарные заголовки в газете: «Вперед, к расцвету во имя блага людей», «Чувство локтя», «Осторожно, искусство!».
Патрик Бремер. Коллажи из газет.
(источник http://www.patrickbremer.co.uk)
С развитием современного искусства, художники изобретают новые техники и способы визуализации. Если раньше газета была объектом, предметом, частью сюжета, теперь печатные издания используются в качестве материала, а иногда и вместо холста.
Майя Симакина