Синезаборск – второе название Нижнего Новгорода?

Короткий географический тест. Скажите «Синезаборск» и не уточняйте, о каком городе идет речь. За пределами Нижнего Новгорода вас переспросят: «Что, простите?» А в Нижнем лишь кивнут. Возможно, даже не заметят некоей нелогичности в словах.

Синезаборск – это Нижний Новгород. Город, где километраж заборов, кажется, превышает километраж дорог.

 

Самый знаменитый синий забор – конечно, на Нижне-Волжской набережной. При нем выросло уже не одно поколение детей. Кажется, к моменту, когда его снесут (а настанет ли он?) нижегородцы сначала вздохнут свободно, а потом, не в силах противиться фантомной боли, скинутся кто чем может – и поставят ему памятник.

Город искренне считает: без заборов – это не жизнь.

…Целый день – от рассвета до заката – мы с фотоаппаратом  и диктофоном колесили по Нижнему. Фотографировали заборы: большие, маленькие, новые, старые. Спрашивали прохожих: «Как вы думаете, зачем здесь стоит этот забор?»

Результаты получились – диссертацию пиши.

Субботний полдень. Присаживаюсь на корточки, чтобы сфотографировать металлический заборчик, отделяющий шоссе на улице Ванеева от тротуара. Точнее, между дорогой и «технологической полосой» с клочками осенней травы и автомобильными покрышками в роли клумб (кто-то, значит, следит за красотой и эстетикой, и этот кто-то – явно не главный архитектор).

— Скажите, пожалуйста, — обращаюсь к проходящей мимо женщине, — а зачем здесь этот забор?

— Так госпиталь там, — она кивает на противоположную сторону дороги. – Больные.

— Нет, я имею в виду вот этот, который ближе к нам… — и по взгляду женщины понимаю: она этот забор не видит. Возможно, ходит мимо него каждый день. Но – не видит. Не замечает. И лишь когда я дотрагиваюсь до него рукой,  в глазах проскакивает удивление:

— Ой, заборчик. Но он нужен, конечно.

— А зачем?

— Ну-у-у чтоб машины. И дети на дорогу не выбегали.

На самом заборе, кстати, отлита надпись: «установка пешеходного ограждения выполнена в рамках мероприятия ФЦП «Повышения безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах». Да, весь этот текст отлит в металле. А вы говорите, люди без души к работе подходят!

Их очень много по городу – заборчиков, которые были поставлены «в рамках мероприятия». Предполагалось, что они защитят пешеходов от внезапно вылетающих с дороги машин. Правда, большинство заборов ставятся там, где между дорогой и тротуаром и так есть бордюры и трава.

И мне, как ни старалась, не удалось найти ни одного сравнительного исследования, проведенного с 2012 года, которое показывало бы: да, раньше на этом участке дороги было столько-то ДТП с жертвами, а сейчас – в полтора раза меньше. Или: на одном участке дороги есть забор, а на соседнем, аналогичном – нет. И на том, где забор стоит, ДТП меньше, чем на том, где его нет.

То есть непонятно, спасают ли эти заборчики?

…Перекресток улицы Школьной и проспекта Ильича считается одним из самых травмоопасных в городе. Здесь нет шестиполосных магистралей и бешеного трафика.

Откуда перекрестке столько жертв?

От забора. Поставленный вплотную к дороге, он ограничивает видимость – и водители зачастую слишком поздно замечают приближающуюся машину. Раньше этот забор был еще выше.

Автомобилисты писали письма, просили его убрать. Власти убрали. Но сразу же поставили новый – пониже и попрозрачнее.

Потому что совсем без заборов – ну а как?

Еще один, теперь психологический тест. Выйдите во двор своего дома. Осмотритесь. Найдите во дворе забор (а он есть, вы его просто не замечаете!). Спросите себя: «Зачем он здесь?»

Да, вот этот сваренный из труб заборчик, который огораживает палисадничек.

— Для красоты.

— Так надо.

— Чтоб машины не ездили.

— Чтобы дети не лазили.

— Он всегда тут был.

— Не знаю.

Это самые частые ответы, которые давали нижегородцы. Был еще вариант «чтоб по нему ходить», но вариант принадлежал пятилетнему ребенку и был мгновенно зашикан мамой:

— Да что ты глупость говоришь! Здесь нужен забор, потому что палисадник!

…Продолжаю гулять по городу. Телефон пищит от обилия сообщений: знакомые, посвященные в мою идею, высылают фотографии нижегородских заборов. На Пискунова забор стал «картой военных сражений» — на нем картинки и тексты, посвященные войне.

На улице Панина чахленький заборчик сломался под гнетом прожитых лет, но местные жители заботливо восстановили память о нем покрышками.

На Нижне-Волжской набережной гениальный стрит-арт по мотивам строящегося Макдональдса (а может, и не Макдональдса вовсе) и общей заборной темы.

— Скажите, пожалуйста, а зачем здесь забор? – подхожу к маме с двумя детьми.

— Чтобы уберечь детей от машин, — дает она вполне предсказуемый ответ и, окинув меня взглядом, продолжает: — А вы нам еще поставьте, пожалуйста, светофор. Неудобно ходить в школу по пешеходному переходу, машины дорогу не уступают.

Надо сказать, я не представлялась как журналист. И диктофон не включала. И не спрашивала людей, как их зовут. С моей стороны это был обычный (пусть и довольно странный) вопрос обычной горожанки. Ну, мало ли – шла девушка мимо, увидела забор, удивилась.

Но та мама почему-то сразу решила: если я интересуюсь заборами, значит, наверняка из какой-нибудь администрации. Рядовой же человек не будет вот так, с бухты-барахты про городское имущество спрашивать, верно же?

Потом меня еще несколько раз принимали за начальство.

Хочешь стать боссом – спроси про забор.

Комментарий эксперта

Зоя Рюрикова, архитектор, директор проектного бюро «ДА»:

«На одном из семинаров нижегородцы говорили о самых значимых проблемах города. Так вот, заборы заняли одно из первых мест в списке самых сильных раздражителей.

Хотя нельзя сказать, что все они – вредны. Давайте классифицируем.

  1. Строительные заборы и проходы

Пока в городе идут стройки, ремонты, укладки труб, без них не обойтись, но «гуманизировать» их внешний вид можно и нужно.

Я наблюдала, как в центре Вены отверстие в строительном заборе превратилось в «точку общения» – прохожие с любопытством заглядывали в дыру и обменивались комментариями.

Вообще же, длинная горизонтальная плоскость — это прекрасный носитель информации о городской культуре, не зря сейчас их активно используют стритартеры.

Как избежать долгостроев в будущем, чтобы Синезаборск стал забытой легендой — вопрос важный и, на мой взгляд, решаемый. Только им нужно серьезно заниматься.

  1. Заборы организаций (кроме детских).

Эти считаю пережитком, особенно в центре. Не должно быть в городе территорий, выключенных из жизни. Думаю, постепенно они уйдут сами или урбанисты им помогут, когда наберут авторитет.

  1. Заборы, установленные жителями – это попытка создать приватное или полуприватное пространство вокруг дома. С одной стороны, пережиток деревенского прошлого, с другой, реакция на недостаток городской культуры и инфраструктуры. В центре города много гуляющих и мало общественных туалетов, любой закоулок используется ещё и как парковка – решая городские проблемы самостоятельно, жители ставят забор и шлагбаум.
  2. Транспортные ограждения – в каких местах они необходимы, а в каких –совершенно не нужны — это вопрос исследований. Проводит ли их кто-нибудь?
  3. Рекреационные ограды, заборы, решетки. Иногда они несут эстетическую функцию, но сам факт их сооружения не всегда понятен — зачем городской сквер как-то ограждать? На многих набережных мира никаких ограждений нет, нужна ли нам балюстрада? Иногда ограждения даже провоцируют на то, чтобы их перелезть – так нужно ли нам это?

Авторы фото: Светлана Иконникова, Юлия Бодякшина, Эльвира Сайфулина