Спектакль, который возвращает молодость

Фото Георгия АХАДОВА

Первая любовь, ненависть, страх, боль, радость дружба, понимание мира… Об этом спектакль «Чик. Гудбай, Берлин», который в нижегородском ТЮЗе поставил молодой режиссёр Павел Ушаков. Автор «Чика» — Вольфганг Херрндорф, трагически ушедший из мира на пике своей славы, создал произведение, которое многие сравнивают с «Над пропастью во ржи» Сэлинджера и даже с «Приключениями Тома Сойера» Марка Твена.

Только его герои – наши современники. Такие, которые есть в любом классе. Непонятые изгои, в душе которых переплетены в клубок бравада, желание показать себя, непокорность, злость на целый мир вокруг, и в то же время романтика, честь, верность, любовь — целая Вселенная.

Сюжет спектакля прост: два одноклассника, которых единственных не пригласили на день рождения самой красивой девочки в классе, в которую они влюблены, отправляются в путешествие по дорогам страны на украденном видавшем виды автомобиле. По пути к ним присоединяется странная девочка, живущая на помойке, знакомство с которой переворачивает их представления о себе, мире, жизни и смерти.

Великолепное трио

Актёров в спектакле всего трое: Артур Зимин (Майк), Максим Павлов (Чик) и Анна Сильчук (Иза). Они лихо играют рок, где Майк – барабанщик, а Чик и Иза – бас-гитаристы, и нехитрый мотив их мелодии намертво врезается в память на несколько дней подряд. Потом мгновенно превращаются в остальных персонажей. А затем смотрят на звёздное небо так, что все зрители практически видят над собой каждую из звёзд. И это совершенно по-киношному: легко, без громоздких перестановок, словно чудом переходя из сцены в сцену, от героя к герою, от персонажа к персонажу.

Маленькая деталь — и вот уже перед нами не Иза, а медсестра или невероятно огромная комичная дама, трогательно интересующаяся здоровьем героя после аварии. А какая уморительная пара классических пожилых бюргеров получилась у молодых актёров! И как страшен переход словоохотливого немецкого старичка в беспощадного нациста, до сих пор ведущего свою войну…Калейдоскоп характеров, мест и переживаний завораживает и захватывает так, что спектакль смотрится на одном дыхании.

Причём буквально через несколько минут ты становишься другом героев, узнавая в их проделках себя. Как смог режиссёр добиться такого эффекта – тайна, секрет которой, скорее всего, в том, что и ему, и актёрам действительно по сердцу то, что они делают на сцене. И не просто на сцене, а в спектакле, идущем в паре метров от зрителя, где каждый взгляд, каждый жест может быть только правдой. Правдой и ничем больше, иначе мгновенно разрушится аура доверия, кропотливо созданная режиссёром и актёрами.

Секрет

Спектакль получился для всех. Для подростков, которые смотрели его, забыв о гаджетах и упиваясь каждым словом, и для родителей, которые узнавали в героях себя пятнадцатилетних. Это словно дневник, для одних хранящий трепещущую и не дающую покоя тайну, а для других — страницы прошлого, перелистав которые получаешь возможность понять своих собственных детей. Подростков, только начинающих настоящую жизнь, — сложных, угловатых, резких, но на самом деле любящих, преданных и готовых на всё, лишь бы получить от родителей чуточку тепла и ласки.

Наверное, поставить этот крик юной души в пустыне безразличия взрослых и сыграть так, чтобы достучаться до всех в зале, могут только юные. Причём сыграть без пауз, за час с небольшим, и так нанизать эпизод за эпизодом, что в финале зрители сначала замирают, а потом разражаются аплодисментами. И аплодисменты эти не просто благодарность актёрам и режиссёру за спектакль, но и награда за это удивительное, приходящее во время спектакля понимание себя.