Учись у Невского

Фото Александра Воложанина

«По опросам учащихся, 90 процентов пришли в школу в прекрасном настроении, 10 процентов хотят спать». Правда, прелесть? Это – из первого номера газеты «Слог». Её с этого года выпускают ученики православной гимназии имени Александра Невского. Список секций и студий здесь пополнил кружок для наших будущих коллег.

 

С первого слога

Отправляясь в пресс-тур в самую молодую гимназию Нижегородской митрополии, наверное, каждый из нас, журналистов, рассчитывал увидеть некий симбиоз семинарии и епархиального училища, только для детей. Но увидели совсем иное.
— Вы когда в классы будете заходить, обратите внимание, какая здесь атмосфера, — наставляет нас встретивший у входа старший духовник гимназии иерей Илия Трушкин. — Все мы – дети, родители, педагоги — делаем одно дело солидарно. Это воспитание.
Оно начинается ещё за порогом гимназии. Директор Людмила Иванова не без гордости проводит нас по территории. На газонах выстроились в яркий ряд розы.

— Как 11 июля здесь заложили храм, — кивает Людмила Ивановна на стены будущей церкви в честь иконы Божией Матери «Феодоровская», — так они и зацвели. И до сих пор цветут.
В осенней прохладе угадываются нежнейшие нотки розовых ароматов. Проходим мимо детской площадки. Качели пусты.

— Скоро перемена, сами всё увидите, — улыбается Иванова. – У нас же младшие детки в гимназии до шести вечера. Три раза кушают, два гуляют. И уроки делают здесь, и занимаются — в секциях самбо, волейбола, мини-футбола, фехтования, «Здоровячок», в кружках, хоровой студии…

Не можем удержаться от вопроса об оплате за такую продлёнку. Людмила Ивановна пожимает плечами:
— Нисколько. Родители платят только за питание: трёхразовое у младших 148 рублей в день, одноразовое у среднего звена – 54 рубля. Всё остальное бесплатно.

Сосиски вне закона

Но всё-таки в православную гимназию детей приводят не только из-за этого. Да и принимают сюда далеко не всех.
— Семьи у нас преимущественно воцерковлённые, — Людмила Ивановна ведёт внутрь. — При приёме обязательно проводим собеседование с родителями. Ведь в гимназии учится вся семья. Чтобы не было у ребёнка раздвоения личности. Если идёт пост, а мы их все соблюдаем, то и дома сосиски есть не следует, — улыбается директор.
Рассказ теряется в трели звонка на перемену. Ждём: вот сейчас тихие коридоры наполнятся ребячьими гулом и суетой, как в обычной школе, но…

— Скажите честно, в гимназии есть хоть один ребёнок? – шутим мы.
— Здравствуйте! – навстречу спешат юные гимназисты и гимназистки. В перемену можно погулять, полетать на крылатых качелях. А у самых маленьких – обед. Из трапезной слышится нестройная молитва. На столах – рыбный супчик, рыбные котлетки с картофельным пюре, бананы…

— У нас пищеблок на трёх этажах, — поясняет Людмила Ивановна. – На первом еда готовится, а потом лифтом подаётся на второй – для малышей, и третий – в большую трапезную для старшего звена.

Полнее полного

Впрочем, тех, кого в гимназии называют старшими, на самом деле пока звено среднее – с 5 по 7 класс. Гимназии-то всего три года. Но здесь уже знают, как и чему будут учить действительно старших.

– Детки у нас получают полное светское образование, — развеивает миф о чисто церковной направленности обучения директор. – Разве что оно более полное, что ли. Добавляется православный компонент: основы православной веры, церковнославянский язык, древнегреческий, логика, церковное пение. С 5 по 9 класс мы вводим свой расширенный учебный план, который даёт детям возможность получить углублённое общее образование практически по всем предметам. Чтобы к 10-му они уже осознанно выбрали профиль.
Обычные. Но немного другие
И в основе всего этого – духовная составляющая. В гимназии на классных часах не только педагог выступает, но и духовники – иереи Илия Трушкин и Сергий Казанцев. Да, тут учатся обычные дети. Но немного другие.

Поднимаемся в большой холл с иконостасом. Здесь для всей гимназии начинается каждый учебный день – утренним молитвенным правилом. У лика Иисуса о чём-то просит девочка лет десяти. Так искренно, без смущения…

– Дети часто подходят и прикладываются к иконе, — признаётся отец Илия. – Кто-то, может, уроки не выучил, — улыбается. — А, может, родители болеют…

Заходим в комнату для бесед со священником. С чем же приходят сюда дети?
— Их волнует то же, что и обычных ребят, — говорит батюшка. – Личное, оно и остаётся личным. Отношения с одноклассниками. У кого-то родители поругались, а ребёнок страдает. Кому-то просто не хватает понимания и любви.

Восемь шагов до Любви

Кстати, о любви. Возле одного из кабинетов замечаю любопытный стенд. На нём — классификация добродетелей – от воздержания до любви. Всего девять.

– Мы работаем по целевой программе духовно-нравственного воспитания «Неделя добродетелей», — поясняет Людмила Иванова. — Каждый месяц на «Основах православной веры» занимаемся одной из них. До конца мая планируем дойти до главной – Любви.
Впрочем, в самой гимназии она уже поселилась. Это чувствуется во всём. В отношении к детям – достаточно заглянуть на уроки и увидеть, как общаются учитель и ученики. И бытовая сторона здесь играет не последнюю роль — все эти «растущие» парты, оснащение кабинетов и мастерских, зал с тренажёрами на все группы мышц, комната гигиены для девочек… А видели бы вы кабинеты технологии для учениц. Современное швейное оборудование, полный набор для приготовления пищи и сервировки – здесь не просто учат, но и воспитывают умелых хозяек.

– Всё правильно: если уж делать, надо делать хорошо, — замечаем мы.
Людмила Ивановна кивает в ответ:
— Этому нас учит и владыка. И всегда повторяет: у нас нет цели, чтобы все отсюда вышли священниками. В православных гимназиях должны учиться люди, которые потом станут элитой нашей страны. Вот какими мы их вырастим, такое государство они и будут строить дальше, так будут воспитывать своих детей. К этому мы стремимся. А пример у нас славный. Гимназия носит имя Александра Невского, и я всегда говорю: хочешь стать военным, учись у Невского. Юристом, оратором, дипломатом, меценатом, хорошим мужем, отцом, братом – учись у Невского. Он пример для подражания для всех и во всём. И при этом был глубоко верующим человеком.

— Наша общая цель какая? – подключается к разговору один из родителей Сергей Костин. Мы уже собирались расставаться с директором, как пришли родители – обсудить рабочие вопросы. – Заложить в детях крепкий духовный фундамент. И на нём взращивать эрудицию, развивать таланты и растить мышцы. Чтобы человек мог и за себя постоять, и за веру, и за Русь.