Великий комбинатор
Мастер комбинированных съёмок оператор Анатолий БАРЫШКОВ – один из тех, кто стоял у истоков создания нашего телевидения. Многие годы он был главным оператором Горьковского, а затем и Нижегородского ТВ. Работает по сей день. А свой первый сюжет он придумал в… пять лет.
Кино на листочке
– Я жил в маленькой деревеньке в Татарстане, – рассказывает Анатолий Алексеевич. – В клуб приезжала передвижка, вешали экран, ставили проектор и показывали кино. Нам, детям, даже места на скамейке не доставалось – мы сидели в ногах у взрослых. Кино привозили редко, пару раз за лето. И мы придумали делать своё!
– Как это?
– У одного из нас появился фонарик с узконаправленным лучиком. Это сегодня фонарики есть в любом магазине. А тогда это была редкость и ценность. На листочках бумаги рисовали головы. Как курица лапой, но нас это не смущало. Пять рисунков. Вечер, темнота и мы, ребятишки пяти-семи лет, «делаем кино» для своей компании – освещаем фонариком эти рисунки.
– Неужели уже тогда вы мечтали о профессии оператора?
– Нет, конечно. Родители мои работали в плодово-ягодном питомнике, выращивали яблони, а я им помогал. После школы отучился на машиниста-формовщика, меня призвали в армию. Тут-то всё и началось.
Шпион не пролетит
– Я служил в Ставропольском крае – три года не расставался с локатором, изучил всю технику, получил высший разряд и поехал домой, – продолжает Барышков. – Родители переехали в Горький, я – за ними. Недели две побездельничал, а потом пошёл изучать город. Чуть не весь обошёл пешком – из Канавина по мосту, в кремль, по Свердловке дошёл до площади Горького и, заворожённый телевизионной вышкой, вышел к телецентру. К самой проходной. И надо же было такому случиться, что в этот самый момент с обеда шёл на работу главный редактор программы студии новостей Лев Андреевич Баринов.
– Любопытно, как вам удалось с ним поговорить.
– Он сам со мной почему-то заговорил, стал расспрашивать. Я рассказал о своём интересе к технике, об армии, как работал с локатором, про экраны, передатчики, индикаторы кругового обзора, на которых мы отслеживали самолёты в радиусе 400 километров. Так под Новый год я получил предложение работать на Горьковском телевидении. Это был январь 1960 года – тогда и телевизоров-то в домах практически не было.
– И где вы учились операторскому искусству?
— Не где, а как. На ходу. Начинал осветителем. Мы делали материалы для телевизионного кинопоказа. За два года из осветителя я превратился в ассистента оператора, а через пять лет стал оператором. Чего только не снимали мы за эти десятилетия – от детских садов и школ до секретных заводов. Мне доверяли делать сюжеты даже на закрытых предприятиях – «Красное Сормово», «Сокол». В свет выходили сюжеты со сборочных линий истребителей – то, что я мог снять эффектно, но не нарушая секретности. За спиной у меня стояли специальные сотрудники. Разумеется, вооружение в кадр не попадало.
– Что ещё запомнилось из съёмок?
– Сюжеты для фильмов о Горьком, Шаляпине, Чкалове, фильмы о Нижегородчине – «750-я весна», «Там, где Волга встречается с Окой», «Город Горький». Были сюжеты и для центральных каналов, даже для программы «Очевидное – невероятное». Всего и не упомнишь!
Цифра – не мой мир. Я даже компьютером не пользуюсь. Он просто стоит: мне неинтересно.
Две реальности
– Я слышала, вы первый и чуть ли не единственный мастер комбинированной съёмки на нашем телевидении…
– Меня всегда привлекала возможность соединить в одном кадре две реальности. Особо сложных съёмок не было. Сначала снимали на одну сторону плёнки, закрыв вторую, потом отматывали назад и снимали на неё. Или совмещали портрет и кусочек пейзажа. Мне очень нравилось это – сам не знаю почему.
– А сегодня комбинированные съёмки используют?
– Ещё как! Я часто их в кино или по телевизору вижу. Обычный зритель и не заметит, а я смотрю – комбинаж, пусть уже и цифровой.
– Сами на цифру снимали?
– Нет. Полностью цифровыми съёмки у нас стали только этим летом. До августа снимали на видеоплёнку. И вот пришла цифра. Это другой мир.
– Что же изменилось с приходом цифры?
– Снимать стали проще. Потому что снимают много: жизнь ускорилась. Из-за этой спешки качественно смонтировать материал иногда просто некогда. Это расплата за оперативность. А в целом сегодняшнее оборудование проще в работе. Оператору не нужно ставить свет. Главное – выстроить композицию кадра, а аппаратура сама выберет режим. Хоть ночью. Задача оператора – красота кадра. И тот, кто может увидеть эту красоту, сделает для вас самый лучший сюжет.
1 октября Анатолию Алексеевичу исполнилось 80 лет. Он всё ещё в строю – сегодня заведует всей съёмочной техникой ННТВ: перешёл в техническую службу. Нет такого оборудования, про которое бы Анатолий Барышков не знал всё – от и до. Горьковское телевидение стало для него второй семьёй, которой он посвятил всю свою жизнь.