Великий комбинатор

Мастер комбинированных съёмок оператор Анатолий БАРЫШКОВодин из тех, кто стоял у истоков создания нашего телевидения. Многие годы он был главным оператором Горьковского, а затем и Нижегородского ТВ. Работает по сей день. А свой первый сюжет он придумал впять лет.

Кино на листочке

Я жил в маленькой деревеньке в Татарстане, – рассказывает Анатолий Алексеевич. – В клуб приезжала передвижка, вешали экран, ставили проектор и показывали кино. Нам, детям, даже места на скамейке не доставалосьмы сидели в ногах у взрослых. Кино привозили редко, пару раз за лето. И мы придумали делать своё!

Как это?

У одного из нас появился фонарик с узконаправленным лучиком. Это сегодня фонарики есть в любом магазине. А тогда это была редкость и ценность. На листочках бумаги рисовали головы. Как курица лапой, но нас это не смущало. Пять рисунков. Вечер, темнота и мы, ребятишки пятисеми лет, «делаем кино» для своей компанииосвещаем фонариком эти рисунки.

Неужели уже тогда вы мечтали о профессии оператора?

Нет, конечно. Родители мои работали в плодовоягодном питомнике, выращивали яблони, а я им помогал. После школы отучился на машинистаформовщика, меня призвали в армию. Тутто всё и началось.

Шпион не пролетит

Я служил в Ставропольском краетри года не расставался с локатором, изучил всю технику, получил высший разряд и поехал домой, – продолжает Барышков. – Родители переехали в Горький, яза ними. Недели две побездельничал, а потом пошёл изучать город. Чуть не весь обошёл пешкомиз Канавина по мосту, в кремль, по Свердловке дошёл до площади Горького и, заворожённый телевизионной вышкой, вышел к телецентру. К самой проходной. И надо же было такому случиться, что в этот самый момент с обеда шёл на работу главный редактор программы студии новостей Лев Андреевич Баринов.

Любопытно, как вам удалось с ним поговорить.

Он сам со мной почемуто заговорил, стал расспрашивать. Я рассказал о своём интересе к технике, об армии, как работал с локатором, про экраны, передатчики, индикаторы кругового обзора, на которых мы отслеживали самолёты в радиусе 400 километров. Так под Новый год я получил предложение работать на Горьковском телевидении. Это был январь 1960 годатогда и телевизоровто в домах практически не было.

И где вы учились операторскому искусству?

Не где, а как. На ходу. Начинал осветителем. Мы делали материалы для телевизионного кинопоказа. За два года из осветителя я превратился в ассистента оператора, а через пять лет стал оператором. Чего только не снимали мы за эти десятилетияот детских садов и школ до секретных заводов. Мне доверяли делать сюжеты даже на закрытых предприятиях – «Красное Сормово», «Сокол». В свет выходили сюжеты со сборочных линий истребителейто, что я мог снять эффектно, но не нарушая секретности. За спиной у меня стояли специальные сотрудники. Разумеется, вооружение в кадр не попадало.

Что ещё запомнилось из съёмок?

Сюжеты для фильмов о Горьком, Шаляпине, Чкалове, фильмы о Нижегородчине – «750-я весна», «Там, где Волга встречается с Окой», «Город Горький». Были сюжеты и для центральных каналов, даже для программы «Очевидноеневероятное». Всего и не упомнишь!

Цифра – не мой мир. Я даже компьютером не пользуюсь. Он просто стоит: мне неинтересно.

Две реальности

Я слышала, вы первый и чуть ли не единственный мастер комбинированной съёмки на нашем телевидении

Меня всегда привлекала возможность соединить в одном кадре две реальности. Особо сложных съёмок не было. Сначала снимали на одну сторону плёнки, закрыв вторую, потом отматывали назад и снимали на неё. Или совмещали портрет и кусочек пейзажа. Мне очень нравилось этосам не знаю почему.

А сегодня комбинированные съёмки используют?

Ещё как! Я часто их в кино или по телевизору вижу. Обычный зритель и не заметит, а я смотрюкомбинаж, пусть уже и цифровой.

Сами на цифру снимали?

Нет. Полностью цифровыми съёмки у нас стали только этим летом. До августа снимали на видеоплёнку. И вот пришла цифра. Это другой мир.

Что же изменилось с приходом цифры?

Снимать стали проще. Потому что снимают много: жизнь ускорилась. Изза этой спешки качественно смонтировать материал иногда просто некогда. Это расплата за оперативность. А в целом сегодняшнее оборудование проще в работе. Оператору не нужно ставить свет. Главноевыстроить композицию кадра, а аппаратура сама выберет режим. Хоть ночью. Задача операторакрасота кадра. И тот, кто может увидеть эту красоту, сделает для вас самый лучший сюжет.

1 октября Анатолию Алексеевичу исполнилось 80 лет. Он всё ещё в строюсегодня заведует всей съёмочной техникой ННТВ: перешёл в техническую службу. Нет такого оборудования, про которое бы Анатолий Барышков не знал всёот и до. Горьковское телевидение стало для него второй семьёй, которой он посвятил всю свою жизнь.