1 сентября 1954 года в России возобновили совместное обучение
Газета "Нижегородская правда" №50 от 28.08.24
Подписка на газету1 сентября 1954 года стало особенным. В правительстве решили: после 11 лет раздельного обучения мальчики и девочки снова будут учиться вместе. Новость сделала время, оставшееся до начала учебного года, для учителей по-настоящему горячим.
Мужской подход. И женский
Обучение стало, как до революции, раздельным в 1943 году. Его ввели в неполных средних и средних школах областных, краевых городов, столичных центров союзных и автономных республик и крупных промышленных городах. В Горьковской области мужские и женские школы тогда открыли в Горьком, Дзержинске, Арзамасе.
«Горьковская коммуна» объясняла: «Неодинаковое физическое развитие мальчиков и девочек требует особого педагогического подхода, разных приёмов обучения и воспитания. Необходимо также учесть и неизбежное разделение труда между мужчинами и женщинами. Подготовка к этому должна вестись со школьной скамьи». Ставку сделали на то, что мужчина должен быть воином, женщина – прежде всего мать, воспитательница нового поколения, поэтому у мальчиков упор должен быть на физическую, военную подготовку, а девочкам надо дать больше знаний по анатомии, психологии, педагогике, гигиене, уходу за детьми.
Раздельное обучение в 1943 году ввели в 82 городах. После войны список увеличился до 150.
Однако в 1954 году было объявлено: раздельное обучение, как писала «Горьковская правда», не устранило, а в целом ряде случаев усугубило трудности в учебно-воспитательной работе, и нужно вернуться к совместному обучению – с ним «жизнь ученических коллективов проходит более нормально и гармонично».
Задачи повышенной сложности
Окончанию эксперимента предшествовало широкое обсуждение. Только в Горьком на такие собрания пришли более 6,5 тысячи человек. Выступили 111 учителей и 180 родителей. «За совместное обучение высказалось подавляющее большинство», – сообщила наша газета.
18 июля 1954 года было опубликовано постановление Совета Министров СССР «О введении совместного обучения в школах Москвы, Ленинграда и других городов». Сообщалось, что это сделано с учётом пожеланий родителей и мнения учителей. «Совместное обучение учащихся мужских и женских школ ввести в I – IX классах включительно», – говорилось в постановлении. Десятые классы в предстоящем учебном году решили не трогать – пусть доучатся по прежней схеме раздельного обучения.
Главная газета области предупредила педагогов: предстоящие перемены потребуют от них серьёзной перестройки, резкого повышения уровня всей учебно-воспитательной работы.
Родителей успокоили: если детям из-за раздельного обучения приходилось долго добираться до школы, то теперь они смогут учиться в ближайшей от дома, да и семье будет легче поддерживать связь с учителями.
Дали установку: в каждом классе должно быть примерно равное количество мальчиков и девочек. Но кто в какой школе будет теперь учиться?
В каждом мужском и женском учебном заведении составили списки учеников на перевод. «Передача учащихся из одной школы в другую – большое и ответственное дело. Тут требуется абсолютная беспристрастность и справедливость», – предупредила «Горьковская правда». И рассказала об уже имевших место случаях: директора школ пытаются оставить у себя лучших, более способных учеников, а тех, кто послабее, – передать в другие школы. «Подобные действия должны быть самым решительным образом пресечены», – заявила газета.
Предписано было каждого родителя заранее поставить в известность, в какой школе будет учиться его ребёнок.
Что касается осенних переэкзаменовок, то те, кому не удалось сдать экзамен летом, должны были снова попытать счастья именно в той школе, в которой учились ранее.
Школам, между тем, пришлось решать ещё и важные бытовые вопросы. «С введением раздельного обучения часть санитарных узлов в школах была совершенно ликвидирована», – пояснила «Горьковская правда». Освободившиеся помещения приспособили для разных хозяйственных нужд. И вот теперь стало понятно: санитарные узлы надо восстанавливать. «Потребуется значительное количество оборудования и материалов», – не скрывала газета. Помочь призвали шефствующие над школами предприятия.
Мальчикам привет
И вот торжественный и волнительный день настал. «Все ученики в сборе, – писала наша газета о 1 сентября в школе № 77 Сормовского района. – В просторном светлом актовом зале дети выстроились на торжественную линейку. Раньше здесь учились только девочки. А теперь в стройных рядах коричневые платья с белыми, как озёрные лилии, передниками перемежаются костюмами мальчиков. Сегодня первый день совместного обучения».
Только в этой школе за парты сели 920 мальчиков и девочек. А всего по области – более 200 тысяч.
В районы направили свыше 200 молодых учителей. «Горьковская правда» сообщила, что к началу учебного года учащиеся области получили 16 новых средних, семилетних и начальных школ. Они строились как по линии Министерства просвещения, так и силами предприятий. Так, школы построили Афонинский кирпичный завод, Балахнинский бумкомбинат. Строители Горьковской ГЭС возвели школу на 360 учеников.
К теме раздельного обучения советская система образования больше не возвращалась. После 1991 года некоторые учебные заведения стали вводить его, но массовым это не стало. В Нижегородской области есть школа с раздельным обучением – № 6 имени А. С. Макаренко в Арзамасе. В этом учебном году по такой системе там будут учиться 8‑е и 9‑е классы.
Между тем
У начавшегося в 1954 году учебного года была ещё особенность. «Крутой поворот учителям предстоит сделать в осуществлении политехнического обучения»,– рассказывала «Горьковская правда».
Было предписано больше занимать учеников трудом. Оборудовать мастерские. Так, в горьковской школе № 77 газете сообщили, что организуют мастерскую, где будут обучать детей картонажному, строчевышивальному делу.
Также школы призвали принять меры, чтобы учились все дети, а то в прошлом учебном году по области более 1000 человек не посещали занятий по разным причинам: нет транспорта, когда школа в 5 – 10 километрах от дома, не завезли дрова, и в классах холодно, для посещения школы нет обуви и одежды.
Газета обратилась к директорам школ и местным властям: такие ситуации недопустимы.