160 лет назад в Нижнем Новгороде впервые увидели паровоз
Газета "Нижегородская правда" №16 от 23.03.2022
Подписка на газету24 марта исполняется 220 лет изобретению, имевшему огромное значение для всего человечества. В этот день в 1802 году знаток паровых машин Ричард Треветик получил патент на техническую новинку – паровоз собственной конструкции. Изобретению ещё предстояло обрести свои привычные очертания: выглядел первый паровоз неуклюже, но с его появлением началась новая эра в развитии городов и стран, в том числе России. И особую роль в истории паровозов сыграли нижегородцы.
Гудок зовёт
Пионерами паровозостроения стали англичане, но свои умельцы были и в России. С начала 1830 года, ещё до открытия Ливерпуль-Манчестерской железной дороги, ставшей первой в мире, в Пермской губернии над созданием паровоза трудились Ефим и Мирон Черепановы. Отец и сын работали у заводчика Никиты Демидова. В 1834 году «пароходный дилижанец», как тогда назвали паровоз, был готов. Проложили чугунную дорогу. Локомотив с повозками для груза-руды немного поработал, но дело почему-то заглохло.
Для первой в России железной дороги Петербург – Царское Село паровозы купили за границей. К слову, в этом году юбилей – 185 лет, как в нашей стране раздался первый паровозный гудок. А вот на дорогу между столицей империи и Москвой вышли уже отечественные локомотивы. В 1845‑м их начали строить в Петербурге, а затем и в других городах.
Вскоре паровоз домчал и до Нижнего Новгорода.
И снова в этом году юбилей – жители города впервые увидели паровоз 160 лет назад.
В 1862 году газета «Нижегородские губернские ведомости» сообщила: «1 августа совершилось открытие участка Московско-Нижегородской линии Российских железных дорог от Нижнего Новгорода до Владимира».
На торжество приехали губернатор Алексей Одинцов, генерал от кавалерии Василий фон дер-Лауниц, отвечавший за порядок и безопасность на ярмарке, барон Андрей Дельвиг – талантливый инженер, которому нижегородцы, кстати, были обязаны появлением первого водопровода и фонтана. В 1861 году его назначили главным инспектором частных железных дорог.
Газета сообщала, что молебствие с водосвятием совершил епископ Нижегородский и Арзамасский Нектарий, а после «окропления здания вокзала, локомотива и вагонов, приготовленных к поезду, присутствующие приглашены были на обед в залах нового здания и затем ровно в 3 часа пополудни (по часам Санкт-Петербургским) все приглашённые и множество посторонних жителей с удовольствием видели отправление первого поезда из Нижнего Новгорода в Москву. Вагоны тронулись, напутствуемые благословением Архипастыря, при общем крике ура».
Время в пути занимало 16 часов. Пассажирский поезд останавливался на 24 станциях. Стоянки длились от двух до 30 минут. Самая долгая – во Владимире. Также стал курсировать товарный поезд.
Выпустили «гончую»
Где были изготовлены локомотивы, не сообщалось, но не за горами уже было время сормовских паровозов. В 1896 году на заводе, где тогда выпускали вагоны, начали воздвигать несколько паровозных цехов, а в августе 1898‑го был готов первый товарный паровоз серии О, что означало «основной тип паровоза». Его признали удачным, стали делать по всей стране и выпустили свыше 7000. Из них более тысячи было с табличкой «Сормовскiй заводъ».
С 1899‑го в Сормове стали делать и пассажирские паровозы. Причём завод прославила собственная разработка – в 1910 году начальник паровозотехнического бюро Бронислав Малаховский создал проект курьерского паровоза. Он развивал невероятную по тем временам скорость – до 125 км/ч. Его прозвали «гончей Малаховского» и присвоили серию С – «Сормовский». Паровоз был признан лучшим пассажирским локомотивом в Российской империи.
Паровозы возвращаются
На основе серии С создали ещё несколько пассажирских паровозов. Они работали по всей стране больше полувека, в том числе в годы Великой Отечественной войны. Как и мощные товарные паровозы серии Э, которые сормовичи строили с 1915 года. Их будут улучшать, модернизировать, и именно такие локомотивы назовут паровозами-тружениками, паровозами Победы.
В 1930‑е годы завод был переориентирован на судостроение, выпуск железнодорожной продукции сократился. Строительство паровозов возобновили после войны. Их выпускали до 1951 года. Но и после этого сделанные сормовичами паровозы ещё долгие годы трудились на железных дорогах страны.
На смену трудягам пришли тепловозы, электровозы, однако паровозы из нашей жизни не исчезли. Теперь они перевозят туристов на ретро-поездах. Такие поездки устраивают и в Нижегородской области. Паровозы в очередной раз не подвели!
Он же памятник!
Паровозы так много сделали для людей, что их решили увековечить. 19 апреля 1980 года паровоз-памятник открыли в Сормове. Этот локомотив был построен на «Красном Сормове» в 1949 году. В 2015‑м, к юбилею Победы, провели работы по его обновлению.
Есть памятник-бронепоезд «Козьма Минин». Его построили в феврале 1942 года. В 1965‑м отреставрировали, установили в Горьком на постаменте у депо, а в 1995‑м перенесли к ДК Железнодорожников.
Настоящее собрание паровозов разных лет можно увидеть на экспозиционной площадке под открытым небом на Сортировке. Среди экспонатов – 16 локомотивов, 13 вагонов.
Также паровозы-памятники установили в Сергаче, Лукоянове, на территории Каликинского шпалозавода на Бору, у вокзала Арзамас‑2.