28 марта исполняется 155 лет со дня рождения великого нижегородца Максима Горького
28 марта исполняется 155 лет со дня рождения великого нижегородца Максима Горького. Писатель, драматург, публицист, общественный деятель, философ. Личность масштабная и противоречивая. Как в Нижнем Новгороде популяризируют имя Горького, какие мифы, связанные с ним, продолжают существовать в современном мире, в чем причина незначительного интереса к нему и его творчеству нашей молодежи. Об этом мы поговорили с заведующей кафедрой славянской филологии и культуры Института филологии и журналистики ННГУ, профессором Мариной Уртминцевой.
- Марина Генриховна, современники Горького по-разному оценивали его творчество, но, безусловно, он был знаменит. А в наше время он остается актуальным автором?
- В современном мире, особенно в постперестроечные времена, когда были открыты архивы, появились многочисленные публикации его ранее неизвестных советскому читателю произведений, писем, статей. Значительно возрос интерес к ранее неизвестному Горькому. Этот интерес был очень разным, скорее он носил «разоблачительный» характер, поскольку дал возможность узнать много подробностей о его личной жизни, на чем и строилась тактика разнообразных публикаций о нем. Что касается современных исследований горьковедов, то они направлены, в основном, на развенчание мифов, которые были созданы вокруг Горького. Например, это миф о Горьком как друге Ленина и Сталина, пособнике сталинского режима. Или миф о Горьком как о создателе идеи и теории социалистического реализма и так далее. И, как мне кажется, здесь допущена очень серьезная ошибка в оценке Горького — не разделяются его личные человеческие качества и художественное творчество. То есть многие его художественные и даже публицистические вещи воспринимаются как отражение каких-то его личных качеств. Этого делать нельзя не только в отношении Горького, но и любого другого художника.
Однако в последние десять лет, как мне кажется, наметился существенный перелом в представлении общественности о личности и творческом наследии писателя. В этом плане значительна роль правительства Нижегородской области, городского департамента культуры, Института филологии и журналистики ННГУ им. Н.И.Лобачевского, музея А.М.Горького, Областной библиотеки им. Ленина, инициировавших работу по утверждению статуса Горького-художника, мыслителя, во многом определившего вектор развития советской и в целом мировой литературы. В научном плане, конечно, приоритет принадлежит конференции «Горьковские чтения», которые совместно с ИМЛИ им. А.М.Горького проводит наш Университет Лобачевского. Помимо издания Собрания сочинений М.Горького, написанных им на родине, в Нижнем, поддержки в подготовке тома произведений о Нижнем и нижегородцах, популяризации творчества писателя способствуют такие культурно-просветительские мероприятия, как фестиваль Горький fest, фестиваль «Читай Горький», в театре ставятся пьесы Нины Прибутковской о Горьком – «Странный парень», «Твоя Катя», даже появляются кафе с названиями, связанными с именем Горького. Но вот парадокс: студенты-журналисты, которым я сейчас читаю курс отечественной литературы 20 века, на мою просьбу поднять руку тем, кто был в мемориальном музее-квартире Горького, в том доме, где к нему, пришла мировая слава, в доме, который был центром культурной жизни города в конце 19 — начале 20 века, ни один не поднял руку, но пришел на экскурсию в музей практически весь курс. Еще много предстоит сделать, чтобы инициировать молодежь получать знания о Горьком и культуре страны не только из интернета.
- В продолжение темы о мифах. Какие еще, на Ваш взгляд, мифы о Горьком сегодня широко распространены?
- ИМЛИ РАН подготовило к изданию 22 том писем Горького, которые были написаны им в 1933 – 1934 годах, когда он уже вернулся в Советский Cоюз и начал понимать, что его идея создания новой культуры под руководством профессиональных писателей, издателей, режиссеров не устраивает Сталина и партийных чиновников. Миф о писателе как пособнике Сталина не подтверждается содержанием писем адресатам-чиновникам: Молотову, Стецкому, Енукидзе, Каменеву. Горький, как может, пытается «прогнуть» свою линию и даже отказывается в письме к Сталину быть основным докладчиком на планируемом Первом съезде советских писателей. А в письме к Ромену Роллану, рапортуя о достижениях культуры в СССР, как бы между прочим замечает, что марксистом никогда не был, Маркса не читал, знает его в изложении … А ведь миф о Горьком как «пролетарском писателе» рождается именно с оглядкой на «Капитал», где впервые прозвучал лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
Развенчание еще одного мифа, связанного с «еретичеством» Горького, предпринял основатель нижегородской школы горьковедения Иван Кириллович Кузьмичев. Ему принадлежит «непролетарская» концепция повести Горького «Мать», согласно которой Горький не случайно делает акцент не на революционной одержимости Павла, а именно на пробуждении самосознания Пелагеи Ниловны. И пробуждение это происходит не оттого, что Ниловна понимает суть революционной борьбы, а оттого, что она, следуя евангельским заветам, видит ее смысл как «путь к Христу». Горьковская религия — богоискательство, попытка примирить идею революции и религиозное чувство сказалось в «Исповеди», а затем в деятельности Каприйской школы, цель которой заключалась в том, чтобы подготовить будущих руководителей новой культуры путем их всестороннего образования, а не пропаганды насилия над инакомыслящими.
- Молодежь сегодня интересуется произведениями Горького? Есть у них интерес к этому имени?
- Курс литературы 20 века, который я читаю для студентов направления «Журналистика», строится мной с ориентацией на их будущую профессию. Акцент я делаю, как правило, не столько на каких-то поворотах сюжета или специфике характеров произведений. Говорю о том, что практически все художники 20 века прошли через газетную, журнальную работу. Начинали работать непосредственно с фактом, писали репортажи, фельетоны, критические статьи и Булгаков, и Замятин, и Куприн, и конечно же, Горький. И поэтому, когда мы изучаем Горького, я останавливаюсь на двух очень важных аспектах. Первый — это проблематика его статей «Несвоевременные мысли». Я рассказываю о судьбе этих публицистических статей и даю самостоятельную работу по этому материалу. И второй акцент — это, конечно же, об участии Горького в подготовке Первого съезда советских писателей. На основании его переписки с руководителями партии. Вот это студенты воспринимают с большим интересом. И, конечно же, третий акцент – это социально-философская проблематика «Жизни Клима Самгина», горьковская концепция борьбы идей в историческом аспекте. Вообще, я считаю, чтобы заинтересовать молодежь творчеством Горького, нужно больше рассказывать о личности писателя, которая дает ключ к пониманию его произведений.
- А как Вы считаете, Горький — реалист или романтик, в большей степени?
- Интересно, что этот вопрос был поднят в переписке Горького с Чеховым, еще в 1890-ые годы, когда они начали сначала переписываться, затем общаться. Я думаю, что романтиком по типу мироощущения является любой художник, потому что он всегда пишет с прицелом на будущее. А что касается романтизма как типа художественного мышления, он никогда не умирал, и между романтизмом и реализмом нет жестких границ, это только теоретически мы можем разделить, хотя это не всегда приводит к постижению смысла. Если ответить коротко: творчество Горького синтетично, оно соединяет в себе на всех этапах и стремление объяснить факты действительности, психологию человека обстоятельствами, временем, в котором он живет и, конечно же, стремление раскрыть его внутренний мир, формирующийся в сопротивлении среде. Пример тому, собственно говоря, все босяки Горького — это же романтики. Они отказываются жить как все и хотят жить по своим собственным правилам, как и их автор на всем своем творческом и жизненном пути.
- Есть ли у Вас любимые места в Нижнем Новгороде, связанные с именем Горького?
- Наверное, самое любимое место — это памятник Горькому на набережной Федоровского. Очень люблю Музей-квартиру А.М. Горького и Музей детства «Домик Каширина». А вообще, я считаю, что Нижнему Новгороду не хватает литературного квартала, такого, как в Орле или Екатеринбурге. Этот квартал мог бы быть связан не только с именем самого Горького, но и других выдающихся личностей, которые жили и работали здесь: Мельникова-Печерского, Даля, Короленко, Садовского…