Как американцы пытались дискредитировать Олимпиаду-80
Газета "Новое дело" №39 от 03.10.24
Подписка на газетуВ России сняли телесериал «Игры», посвящённый московской Олимпиаде-80. Не буду оценивать сам сериал, лишь скажу: в нём верно подмечено, что та Олимпиада стала частью тогдашней большой политики – включая холодную войну между Советским Союзом и США. Коллективный Запад пытался сорвать и даже дискредитировать Олимпийские игры…
В особенности был задействован фактор войны в Афганистане – в декабре 1979 года СССР по просьбе коммунистического руководства этой страны ввёл на её территорию ограниченный контингент своих войск. Этим и воспользовались западники. Вот как складывавшаяся вокруг Олимпиады ситуация описывалась в записке отдела внешнеполитической пропаганды ЦК КПСС от 29 января 1980 года:
«Президент США Дж. Картер, используя как предлог оказание Советским Союзом помощи Афганистану, выступил с требованием бойкота летних Олимпийских игр в Москве… С соответствующими личными посланиями президент США обратился к главам правительств более ста стран мира»…
Удар «Циклона»
Впрочем, единственной организацией, которая могла принять решение об отмене Игр или их переносе, является Международный олимпийский комитет. И этот комитет вынес решение в пользу Москвы, что само по себе лишний раз говорит о высочайшем международном авторитете Советского Союза – больше половины участников олимпийского движения отказались бойкотировать Олимпиаду-80.
Но американцы успокаиваться не собирались. В феврале 1980 года власти США объявили о санкциях против любой коммерческой компании, которая посмела бы работать с нашим олимпийским проектом. По этой причине с Советским Союзом были расторгнуты ранее заключённые контракты со многими западными фирмами, которые должны были поставлять продукты питания, спортивную одежду, инвентарь, техническое и иное оборудование и т.д. Впрочем, и это всерьёз не сработало. Вот тогда в ход пошли куда более грязные и кровавые методы…
Президент США Картер заявил о том, что вторжение советских войск в Афганистан – это якобы «крупнейшая угроза миру с момента Второй мировой войны». И Америка начала активно помогать афганским повстанцам, среди которых преобладали мусульманские фанатики, которых в самом Афганистане называли душманами (то есть бандитами). Первая партия оружия, закупленная ЦРУ для душманов, поступила в Афганистан уже в январе 1980 года. Так было положено начало операции по финансированию и вооружению афганской оппозиции, получившей в США кодовое название «Циклон», – эта операция продлилась фактически до самого вывода советских войск…
Надо заметить, что первоначально советское высшее руководство предполагало, что мы войдём в Афганистан и встанем по периметру вдоль афганских границ, чтобы не пропустить банды, которые шли в страну из-за рубежа, главным образом из Пакистана. А вот основная тяжесть боевых действий ляжет на афганскую «коммунистическую» армию. Однако быстро стало ясно, что нашей армии придётся воевать, и воевать серьёзно…
Реквием первой роте
2 августа 1980 года один из батальонов 149-го полка советской 201‑й мотострелковой дивизии проводил военную операцию в районе афганского города Кишим. Накануне была получена информация о том, что душманы в этом районе якобы удерживают нашего солдата, который незадолго до этого самовольно ушёл из своей воинской части и пропал без вести. Для розыска и выдвинули батальон, чтобы прочесать местность. Однако, зайдя в горы, подразделение оказалось блокированным вооружёнными мятежниками. Командование запросило о помощи…
По тревоге подняли 783‑й отдельный разведывательный батальон всё той же 201‑й дивизии, который срочно перебросили к месту боя. Бойцы поначалу двигались на бронетехнике, а потом им пришлось идти пешком по глубокому ущелью… Что послужило причиной последующей трагедии, военные историки обсуждают до сих пор.
Согласно первой версии, в дело тогда влез некий штабной полковник, который в категорической форме приказал командиру разведбата майору Алибеку Кадырову выдвигаться по горному ущелью как можно быстрее. На вопрос Кадырова, а как быть с тем, что батальон остаётся без прикрытия с гор, – полковник пообещал, что прикрывать выдвижение будут с вертолётов. И всё же Кадыров был в сомнениях – накануне к разведчикам пришёл местный пастух и сообщил о том, что в ущелье душманы устроили посты, которые контролируют там любое передвижение. Поэтому без прикрытия на горных склонах выдвигаться по дну ущелья очень опасно. Но в ответ полковник обвинил Кадырова в трусости и пообещал майору серьёзные неприятности – и тот был вынужден уступить…
По другой версии, виновен был сам комбат, который для того же ускоренного выдвижения лично приказал не выставлять прикрытия. Впрочем, как бы там ни было на самом деле, разведбат в конце концов угодил в хорошо организованную ловушку…
В одном месте ущелье делало резкий поворот, и едва только шедшая в авангарде первая рота батальона зашла за этот угол, на неё тут же с окрестных горных склонов обрушился шквал плотного огня. Две другие роты пытались прорваться к своим товарищам, но не смогли – их фактически отрезали, да ещё они остались без связи: рация была разбита в самом начале боя. Увы, не помогли и вертолёты, которые фактически били по врагу вслепую, не нанося ему существенного урона. Бой шёл весь день, разведчики первой роты сопротивлялись героически – некоторые, чтобы не попасть в плен, подрывали себя гранатами. Ночью душманы спустились с гор, добили наших раненых, собрали у них оружие и ушли в сторону Пакистана – из первой роты не уцелел никто!
Кстати, тот самый блокированный батальон 149-го полка, на помощь которому спешили разведчики, чуть позже благополучно вышел к своим без потерь – ибо весь удар душманов пришёлся именно по разведбату. Всего погиб тогда 51 человек, многие были ранены. Комбата Кадырова сняли с должности, а потом и вовсе уволили из армии…
«Голоса» из ада
Вот что обо всём этом мне рассказывал ветеран военной журналистики Николай Владимирович Бурбыга – в 1980 году старший лейтенант, редактор дивизионной газеты 201‑й мотострелковой дивизии:
«Не скажу, что накануне у всех были какие-то плохие предчувствия, но вот начальник штаба разведбата, капитан Саша Жуков точно чувствовал что-то неладное – до сих пор помню его мрачное лицо, на которое набежала тень (он погиб потом вместе с первой ротой)… Помню, как в тот день я на «броне» с разведчиками доехал до того самого ущелья, а потом ребята спешились и дальше пошли пешком. До сих пор помню многие их лица – молодые, загорелые, здоровые… Некоторых даже успел сфотографировать… Что произошло потом, спустя каких-то полчаса, мы видели со стороны, когда ехали на бээмпэшках. В ущелье вдруг поднялась сильная стрельба, над горами закружили вертолёты… Стреляли целый день…»
Бурбыга вспоминает, что пока сидел в полевом штабе дивизии, стал крутить ручку радио, а там вдруг резко активизировались разного рода «вражеские голоса», типа находящихся на содержании ЦРУ радио «Свобода» и «Голоса Америки». Вот что он услышал от них:
«Они взахлёб и очень радостно говорили о том, что «афганские повстанцы» якобы разгромили аж два советских полка, даже называли реальные фамилии наших ребят и номера воинских частей – видать, собрали у наших убитых документы. Конечно, это было сильное преувеличение – погибла только одна рота, а вовсе не полки. Тем не менее поразила оперативность в нужном для них освещении событий! Москва вообще в ответ молчала, ибо как раз в это время шла церемония закрытия Олимпиады, и вся страна прощалась с олимпийским Мишкой…»
Кстати, «голоса» и на это напирали, утверждая, что русским ради красивой праздничной картинки глубоко плевать на гибель своих солдат. Наверное, отсюда можно сделать вывод, что американцы явно были в курсе душманской засады, а их представители находились среди бандитов. И надо сказать, что информационный наскок у них вполне получился – ведущие западные СМИ, забыв на время про Олимпиаду-80, несколько дней активно обсуждали «разгром советских полков». Мало того, ряд западных историков, пишущих про Афганистан, и сегодня повторяют эту байку…
…Вот какими грязными методами пользовались США во время холодной войны. Согласитесь, что эти методы ничуть не изменились…