86-летний учитель из Кстовского округа рассказал, почему мечтал стать капитаном, а выбрал школу
Газета "Нижегородская правда" №51 от 30.08.23
Подписка на газетуМечтал стать капитаном, работал на космодроме в Плесецке – к своему учительскому призванию Станислав Георгиевич Медведев пришёл не сразу. Но когда попал в школу, остался в ней на долгие годы. До 82 лет он учил сельских ребятишек русскому языку и литературе, истории, технологии, а самое главное – собственным примером воспитывал в них патриотизм и прививал любовь к Родине.
Детство под бомбёжками
Детство Станислава Георгиевича пришлось на самые драматичные страницы истории нашей страны. Той самой истории, которую он преподавал ребятишкам в Работкинской и Чернышихинской школах. Может, именно поэтому на уроках дети его так внимательно слушали?
«Я родился в Брянске. Когда началась война, мне было три года и восемь месяцев, – вспоминает он. – Отцу разрешили организовать партизанский отряд в брянских лесах, где он погиб от предательства бандеровца в 1941 году. Перед тем как уйти в лес, он запихнул нас, четверых детей, вместе с мамой в полуторку и отправил в эвакуацию. Ехали на чём только можно – на поезде, на лошадях, шли пешком с колоннами беженцев. Фашистские самолёты обстреливали вагоны, мы выскакивали, прятались в лопухах и бурьяне, потом хоронили погибших и ехали дальше.
Поселилась семья в селе под Сталинградом. В свои четыре года Станислав Георгиевич видел ужасы бомбёжки, как горели дома и магазины.
«Видимо, эти испытания закалили меня – я ни разу за всю свою жизнь не болел и не брал больничный лист», – говорит Станислав Георгиевич.
После космодрома – в школу
Потом семья переехала в Горьковскую область, в Богородский район. После окончания школы Станислав подал документы в речное училище, но был забракован по зрению. С отличием окончил техническое училище в Дзержинске, три года отслужил в армии, был отличником боевой и политической подготовки. После неудачной попытки поступить в университет Лобачевского отнёс документы в строительный техникум.
«Потом мне как отличнику предоставили выбор, куда поехать работать, и я выбрал космодром Плесецк в Архангельской области, – рассказывает педагог. – Вместо трёх лет отработал восемь. Уехать пришлось по настоянию врача: схватил повышенную дозу радиации. Пока работал на космодроме, заочно окончил педагогический институт по специальности русский язык и литература. Вернувшись в Горьковскую область, стал трудиться в Работкинском сельскохозяйственном техникуме. Однажды мне предложили заменить в работкинской школе учителя труда, это было в 1971 году. Я пришёл в школу и остался в ней навсегда».
Вскоре ему предложили стать директором Чернышихинской школы. Первым в районе он организовал компьютерный класс, лингафонный кабинет, в каждом классе была киноаппаратура. Его школа была неоднократным участником конкурса «Лучшая школа России».
В память о героях
В 90‑х по инициативе Станислава Георгиевича во дворе Чернышихинской школы был установлен памятник односельчанам, погибшим во время Великой Отечественной войны. Вместе со старшеклассниками всю зиму выбивали на плитах имена погибших, сами сделали фундамент под памятник.
«Дети проводили поисковую работу: ходили в военкомат и по домам к родным погибших односельчан,– вспоминает учитель. – Потом в 2002 году мы получили грант на реконструкцию памятника от депутата областного законодательного собрания Алексея Лихачева, ныне директора «Росатома», добавили новые имена».
Был Станислав Георгиевич и автором эскиза памятного знака строителям противотанкового рва, проходившего по области. Два знака по его эскизам установлены у сёл Ачапное и Чернышиха.
Нынешний директор Чернышихинской школы Наталья Окишева – одна из учениц Станислава Медведева.
«Станислав Георгиевич вёл русский язык и литературу, но мог заменить любого из заболевших учителей, – вспоминает педагог. – Преподавал историю, обществознание, технологию, черчение. Мы, дети, его любили – он с юмором вёл уроки, объяснял материал доступным языком, всегда был на стороне ученика, мог подобрать ключик к каждому детскому сердечку. Двойки ставил только отъявленным лодырям. С ним можно было говорить на любые темы – о жизни, о любви».
Станислав Георгиевич пишет прекрасные стихи. Его поэтический сборник переиздавался трижды, и все небольшие тиражи тут же расходились по друзьям, ученикам, коллегам.
На заслуженный отдых учитель вышел только в 82 года, когда стало отказывать зрение.