94‑летний волжский капитан раскрыл секреты счастливого брака
Газета "Нижегородская правда" №64 от 26.10.2022
Подписка на газетуРабочий стаж Валентина Фёдоровича Ульянова, капитана-наставника Волжского пароходства, – 70 лет. Стаж семейной жизни почти такой же – 67. Большая, одна на всю жизнь любовь и большой труд длиною в жизнь – супругам есть о чём вспомнить и рассказать.
В аврале
Валентин Фёдорович родился в красивом селе Густомесово на высоком берегу Волги в Костромской области.
« До войны хозяйство у родителей было хорошее, крепкое, но в 1941 году всё рухнуло, – вспоминает он. – Ели отруби и картофельные очистки, которыми делились соседи. Мама их сушила и провёртывала, превращая в муку. Ездил со старшей сестрой рыть противотанковые окопы в Нерехту, что в 40 километрах от нашего села. Вскоре сестру забрали на Калининский фронт. И тут известие пришло: брат в Сталинградской битве погиб. Чтобы прокормиться, с 12 лет стал работать в рыбацкой артели. Неводы тащили против течения по пояс в воде, как бурлаки. Платили нам, пацанам, рыбой – по четыре костлявых рыбёшки в день».
В ноябре 1943 года Валентин уехал в Горький. С декабря по март трудился в порту в аврале – это работа, в которой участвует вся команда судна. Возили к кораблям детали на дровнях, освобождали суда от снега и льда, чистили цистерны. Работали до кровавых мозолей.
В марте его оформили на пароход «Котовский» в Астрахани.
«Помню, хлеб был из кукурузы, лёгкий, как губка, в руке сожмешь – и нет его, – вспоминает он. – В основном люди ели селёдку – она была дешёвая. Многие отекали от такой еды. Я был на грани дистрофии».
В мае вышли на барже до Горького с грузом – возили в Дзержинск соль, доставляли на Сейму и в Кстово хлеб, транспортировали уголь. До окончания войны Валентин Фёдорович был рулевым на пароходе. Потом работал рулевым на участке Горький – Рыбинск.
Красотулька в зимней шапочке
В 1949 году Валентина призвали в армию. Четыре года прослужил в Германии. Вернулся, поступил учиться в Горьковский институт водного транспорта.
Как сегодня помнит Валентин Фёдорович тот день, когда впервые увидел будущую супругу. Пришёл к другу, а мимо торопится юная Валентина, которая трудилась учётчицей на лесозаводе. Шёл 1956 год.
«На ней были шапочка и пальто с пушистым воротничком, и так ей это шло, – строгое лицо капитана озаряется мечтательной улыбкой. – Я говорю другу: какая красотулька пробежала!»
Узнал, где она живёт, познакомился и вскоре предложил стать его женой.
« Я сразу понял, что она «та самая», никого мне больше не надо, – нежно улыбается он. – Через неделю и свадьбу сыграли».
«Через две недели после знакомства свадьба была, – по-девичьи смущаясь, вносит коррективы Валентина Николаевна. – Мне было 18, ему 27. Он не мог не понравиться – в форме, речник, пуговицы блестят!»
Передовик на адском судне
Вскоре супруги уехали в Тольятти.
«Работал на судёнышке с танковым двигателем, который выдавал 120 децибел – шум страшный, я называл такие суда адскими, – вспоминает Валентин Фёдорович. – Сопровождали плоты со стройматериалами, которые шли через шлюзы на восстановление Сталинграда. Работали сутками, после смены выходил как чумной. У нас было соревнование – кто быстрее доставит суда через шлюзы. Так за пять лет только два раза мне не присуждали первое место, а то всё лидировал. В1958 году в Тольятти приезжал Хрущев, просил ускорить доставку леса на восстановление народного хозяйства. Я был членом партии, трудился без устали – энергии много было, здоровье позволяло».
Позже нашего героя назначили капитаном-наставником на другое судно – готовить молодёжь к самостоятельной работе. Нередко Валентину Фёдоровичу приходилось выезжать на ликвидацию аварий – поднимать затопленные баржи. Во время одного из таких ЧП он чуть не простился с жизнью.
«Недалеко от Тольятти велись испытания барж на устойчивость, – рассказывает ветеран. – И одна гружёная баржа длиной 65 метров и шириной 14 метров опрокинулась. Мне поручили поднять её. Поднимали месяц. Это был самый сложный период в моей жизни. На баржах были такие крышки, и когда судно дёрнулось, одна крышка поехала. Тысячная доля секунды, и меня бы перерезало. Успел сориентироваться».
Любимая Волга
В 1962 году Ульяновы перебрались в Горький. Не раз Валентину Фёдоровичу предлагали работу полегче: инструктором в облисполкоме, начальником гавани в Сормове, начальником района в порту – всегда отказывался.
«Однажды даже пришёл устраиваться, сел за стол в кабинете – окно во двор, Волгу не вижу, – рассказывает. – И понимаю: не могу без Волги!»
На заслуженный отдых Валентин Федорович ушёл с должности шкипера ракетного причала затона Калинина. Работал бы и дальше, но в 2012 году скоростной флот прекратил своё существование.
От тоски по работе спасала дача на берегу любимой Волги, двое сыновей, внуки и любимая супруга, которая всегда рядом.
«Так она мне нравится! – по-юношески искренне восклицает капитан. – Она неконфликтная, хотя я иногда могу вспылить из-за её любви к чистоте. Такая чистюля, с каждой пылинкой борется!»
Валентин Фёдорович с нежностью смотрит на жену, словно и не было этих 67 совместно прожитых лет. И по-прежнему видит ту 18‑летнюю красотулечку.