H
H e
S L n s
с
От первой женщины до авиазавода-гиганта: как складывалась история нижегородской авиации

95 лет назад было принято решение о строительстве авиазавода в Нижнем Новгороде

95 лет назад было принято решение о строительстве авиазавода в Нижнем Новгороде

Фото: из альбома «Нижегородская фотография. 1917–1970»

В годы Великой Отечественной войны авиазавод имени Серго Орджоникидзе передал Красной армии самолёты эскадрильи «Валерий Чкалов»

Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

В 1918 – 1920 годах у Красной армии имелось в среднем всего от 350 до 500 самолётов. Авиационная промышленность Российской империи после революции была в разрухе. Советскому правительству приходилось закупать самолёты за границей. Остро требовались собственные машины. Был запущен лозунг: «Трудовой народ, строй воздушный флот!». Один из крупнейших авиационных заводов решили возводить в Нижнем Новгороде.

Воздушные мосты

Интерес к авиации у нижегородцев тогда был огромным. 28 июля 1922 года на аэродроме у деревни Ратманиха приземлился «Юнкерс», впервые доставивший по воздуху гостей из Москвы на Нижегородскую ярмарку. Решили на весь ярмарочный период установить постоянные рейсы. Они пользовались большой популярностью.

«Воздушный флот на повестку дня!» – призывала уже вскоре «Нижегородская коммуна». В городе устраивали массовые гулянья с катанием нижегородцев на самолётах по выигрышным билетам. Собранные деньги шли на развитие воздушного флота. К слову, тогда в воздух впервые поднялась женщина – сотрудница «Нижкожтреста» Харитонова. На неё надели кожаную куртку и шлем. Она стала настоящей героиней!

В июле 1924 года на аэродроме в Москве состоялась торжественная передача эскадрильи боевых самолётов, среди которых был «Красный сормович», построенный на деньги, собранные рабочими.

А вскоре нижегородцам предстояло сделать в развитие авиации гораздо более весомый вклад. Шло обсуждение строительства авиазавода-гиганта. Уже в сентябре 1928 года Нижегородский губисполком принял постановление о выделении участка под него. А ровно 95 лет назад, 21 октября 1929‑го, Совет труда и обороны СССР постановил: заводу № 21 в Нижнем Новгороде быть.

Большой секрет

Подготовительные работы развернулись в районе деревень Костариха и Ратманиха. Не всё шло гладко. В апреле 1930 года «Нижегородская коммуна» писала, что на постройке завода № 21 допускается «много дефектов», и к тому же «среди сезонников никакой культработы не ведётся. Рабочком Дворца культуры, который обслуживает и строителей завода № 21, сюда не заглядывает. Он не повернулся ещё лицом к производству».

Однако широкий фронт работ тогда ещё не развернули. Через два месяца в материале под заголовком «Долго ли будет тянуться эта безобразнейшая волокита?» газета констатировала: «Завод № 21. К работам не приступлено за неимением проектов, они только поступают».

Но в дальнейшем о строительстве завода «Нижегородская коммуна» уже не писала. В отличие от автогиганта, возведение которого освещалось из номера в номер, никаких подробностей об авиационном заводе из газеты узнать было нельзя. Всё засекретили. Рабочие даже не знали, что будут на предприятии выпускать, а те, кто знал, давали подписку о неразглашении.

Детали появились уже потом, в литературе более позднего советского периода. Из-за того что строительство шло «в обстановке многочисленных трудностей», ставку пришлось делать на трудовой героизм. Среди отличившихся была, например, комсомольско-молодёжная бригада Болтаевского: при норме за смену 40 замесов на бетономешалках она давала 225.

С декабря 1936 года шеф-пилотом завода № 21 был Валерий Чкалов.

Вперёд на крыльях

Завод официально пустили в строй 1 февраля 1932 года. Приказом Глававиапрома всем строителям объявили благодарность. 85 ударников получили премии.

Однако и с пуском завода трудности не закончились. У 65% рабочих была низкая квалификация. Они не умели обращаться с импортным оборудованием, ломали инструмент, допускали много брака, нарушали дисциплину.

В крайкоме ВКП(б) решили: главная причина неудовлетворительной работы завода – неквалифицированное руководство, и обратились в Глававиапром. В ответ в январе 1933 года на должность директора направили талантливого 29‑летнего инженера Евгения Мирошникова. Он развернул массовое обучение сверловщиков, слесарей, токарей, штамповщиков и других рабочих, стал бороться с нарушениями дисциплины. Параллельно шло массовое возведение жилья в посёлке авиастроителей. По инициативе директора построили также ясли, детсад, школу, библиотеки и клуб.

В 1932 – 1934 годах в Горьком выпустили 661 истребитель И‑5. Позднее сделали около 8000 И‑16. Уже 17 июля 1933 года в приказе Глававиапрома отмечалось, что завод занял одно из первых мест в союзной авиапромышленности.

Эти позиции предприятие сохранит, сделав в дальнейшем огромный вклад в Победу в Великой Отечественной войне. Сейчас завод продолжает успешно работать.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Нижегородцы подали 14 тысяч заявок на запись детей в первый класс на госуслугах :: Детская и спортивная площадки появятся в сквере имени Николая Жаркова :: Ход благоустройства проверили в Сормовском районе :: Нижегородцы превращают хобби в бизнес благодаря нацпроекту :: Гости юбилейного фестиваля «Золотая хохлома» смогут добраться до площадки мероприятия на электричках :: Четверо врачей трудоустроились в Кулебакскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Нижегородские мастера могут подать заявку на участие в ярмарке «Арт.Молодость» на фестивале «Таврида.АРТ» в Крыму :: Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::