Артист Фёдор Боровков преподаёт в Центре театрального мастерства и играет спектакли для детей
Газета "Нижегородская правда" №24 от 26.04.23
Подписка на газетуФедор Боровков сегодня – один из самых ярких артистов нижегородского ТЮЗа. На сцене он может быть любым – смешным и трогательным, величественным и благородным, отталкивающим и романтичным. Его Джо Виковский в «Билокси Блюзе», Чеширский Кот в «Алисе в Стране чудес», Учёный в «Тени», Осёл в «Бременских музыкантах», Сильвер в «Острове сокровищ» или атаман Хасан в «Али Бабе» настолько разные, что остаётся только удивляться мастерству актёра. А поклонники Центра театрального мастерства так и вовсе иногда остаются в растерянности, посмотрев спектакли с его участием. О себе и о современном театре Фёдор Боровков рассказал «Нижегородской правде».
Из программистов – в артисты
Фёдор родился в холодном заснеженном Норильске – его родители были актёрами Заполярного театра драмы имени Маяковского. Папу – коренного дзержинца – направили туда после окончания Горьковского театрального училища, мама была выпускницей знаменитой «Щуки». Молодая талантливая пара пришлась по душе режиссёру театра Леониду Белявскому, который и сам окончил горьковскую театралку и учился на одном курсе с Евгением Евстигнеевым и Людмилой Хитяевой. В итоге он увёз Боровковых за собой сначала в Красноярский драматический театр, а потом – в Рижский русский театр, где они играли много лет. Фёдор сначала артистом стать не планировал: учился в гимназии, после которой пошёл постигать азы редкой тогда профессии – программиста, хотя у него не было даже компьютера. Но вскоре понял, что это не его….
«На втором курсе, мне тогда было 17 лет, я пришёл к папе и сказал, что хочу стать артистом, – вспоминает Фёдор Боровков. – «Ты дурак? Ты же неглупый парень! Зачем тебе это?», – ответил он. И я его послушал – окончил техникум, со скрипом получил диплом и… ни минуты не проработал по специальности. Честно вам признаюсь – программист я плохой».
Фёдор Боровков писал электронную музыку, фотографировал, работал на мебельном заводе – по его собственному выражению, «маялся всякой ерундой».
«Когда мне было 24 года, родители сдались, и я решил поступать в нижегородское театральное училище. Мы приехали в Нижний к директору училища Татьяне Васильевне Цыганковой, и она встретила меня фразой: «Ну вот, внучок, вернулся!». Так я и узнал, что в полтора года родители по пути на гастроли решили забросить меня к бабушке в Дзержинск, зашли в училище, и я успешно описал кабинет Татьяны Васильевны, тогда-то она и сказала: «Мы с тобой ещё увидимся, внучок». Вот и увиделись», – улыбается актер.
Поступил он без проблем на курс, который набирали Юрий Фильшин и Александр Сучков, и в итоге стал самым взрослым студентом курса. Его одногруппниками были ребята 15 – 16 лет, для которых он стал старшим товарищем и даже предводителем. Но это общение закончилось на третьем курсе, и дальше актёрское мастерство он постигал прямо на сцене, сменив несколько театров и множество режиссёров.
Научить учиться
«Так произошло потому, что я был изгнан из училища. С позором, за некорректное поведение. В День милиции, 10 ноября, мы с другом попали в милицию, а потом очень буйно отмечали освобождение оттуда, и в пятницу 13-го нас отчислили. В тот вечер Татьяна Васильевна вызвала нас к себе в кабинет, и предложила пойти поработать в ТЮЗ – на «исправительные работы», чтобы получить хорошую характеристику и восстановиться в училище. И мы пошли. Репетировали «Приключения Буратино». В театре, я понял, что главное, чему нас научили в училище – учиться. И это верно не только для театрального училища. На самом деле никакой профессии невозможно научиться за четыре года. Образование даёт основу, а потом учиться и совершенствоваться можно и нужно ежедневно и всю жизнь. Именно поэтому с каждого курса в профессии обычно остаются два-три человека, остальные просто потеряли время», – убеждён Фёдор.
И доказательством этого стал спектакль «Белокси Блюз», который, кстати, поставил отец Фёдора, и который стал знаковым для ТЮЗа. Только вот просуществовал он недолго. Потому что большинство молодых артистов, в нём занятых, разъехалось, а кто-то и вовсе ушел из профессии. Уехал на поиски нового счастья и Фёдор, но выбранный им Саровский театр не оправдал его надежд, и, проработав там полтора года, он вернулся в ТЮЗ.
«За это время там многое изменилось, пришёл новый режиссёр, и с первого раза меня не взяли – пришлось показываться заново. В итоге с 2013 года и до сего дня я – артист Нижегородского театра юного зрителя. 1 мая исполнится ровно 10 лет, как я играю в ТЮЗе, – говорит Фёдор Боровков. – Конечно, было непросто. Это как у Ильфа и Петрова – «молодая была немолода». Вот и я был немолодым молодым артистом, которого поначалу пихали во всякую массовку, давали бессловесные роли. Но я и от них кайфовал, получал удовольствие. Дальше – больше: ролюшка со словами, ролюшка с большим количеством слов. А потом приехал режиссёр Карен Нерсисян и поставил «Тень» по Шварцу. Изначально мне досталась роль Цезаря Борджиа, а потом подряд ушли два артиста, которые играли Учёного, и им стал я. Так и начался период моей востребованности в театре. Я стал главным пиратом в «Острове сокровищ». Мне очень нравилась эта роль. Сильвер – неоднозначный персонаж. Для меня идеальный Сильвер – это Армен Джигарханян, который озвучивал его в нашем мультфильме. Очень мощное попадание».
«Сейчас в театре начались перемены: пришли новый директор, новый главный режиссер, началась движуха с актёрскими и режиссерскими лабораториями, – продолжает Фёдор, – Всё это открывает новые горизонты. Очень нравится мне мой Пёс в «Умеют ли животные лгать». ТЮЗ тем и интересен, что позволяет играть всё. Мы часто шутим, что актёры в драме, например, играют только людей, это скучно. А тут приходишь, ты то Осёл, то Олень, то Виноград, а потом бах – и человек! Это же супер! Это кайф, и в этом особый интерес. Особенно, если играешь для детей. В том числе и своих. У меня двое сыновей — 10 и 8 лет. Иногда они очень смешные штуки говорят. Совсем маленькими они смотрели Али Бабу, где я – атаман разбойников Хасан, который притворяется дервишем – потрёпанным, со старческим голосом. И я спросил старшего сына, узнал ли он меня, и кого я играл. «Ну, кого-кого? Собаку!», — ответил он», – смеётся Федор.
«Разноцветные» роли ЦТМ
Есть у Фёдора и другая страсть – Центр театрального мастерства. В спектаклях ЦТМ он сыграл уже десяток ролей, каждая из которых вызывает бурные обсуждения у зрителей.
«Для того, чтобы работать в ЦТМ, я могу спать по два часа, да вообще могу не спать, лишь бы там работать! – признаётся Фёдор. – Меня в ЦТМ пригласил его руководитель – Евгений Пыхтин. Это была первая лаборатория, которую они проводили. Мы репетировали пьесу «Сережа очень тупой» Дмитрия Данилова. Репетировали по ночам, расходились в три часа ночи, и бежали туда после вечерних спектаклей, чтобы снова и снова репетировать. Из одной творческой лаборатории вырос спектакль «Сосед», из другой – «Пилорама плюс». ЦТМ отличается от государственных театров тем, что может заниматься современной драматургией и современным театром. Там можно делать то, что невозможно в стенах государственного театра. Все роли там очень «разноцветные» – от брутального мужичары в «Пилораме», до моего героя в «Соседе», от бесконфликтности которого я, по жизни дёрганный, получал терапевтический эффект. Это движ, это абсолютно другая территория телесности – «Бесприданница» и мой жуткий персонаж в «Катапульте». После этого спектакля ко мне подходили мои друзья и говорили: «Ну, ты и сволочь!». Но сволочь-то не я, а он», – улыбается Боровков.
А ещё Фёдор преподаёт в ЦТМ актёрское мастерство взрослым. И они в восторге от своего педагога, а он – от своих студентов.
«Я вижу, как они после этих уроков трансформируются, как из забитых и боящихся собственной тени людей они превращаются в тех, кто имеет свой голос. А я от этой работы сам в постоянном тренинге. Те вещи, что я нахожу с ними на занятиях, потом отзываются в моей профессии и приходят в ТЮЗ, который тоже меняется на глазах. Второй год подряд он получает главную премию фестиваля «Премьеры сезона». Это о многом говорит. Радует и то, что мы снова начали гастролировать. Только что приехали из Саратова, где нас очень тепло принимали, скоро поедем в Ярославль. Театр начал новую жизнь, надеюсь, что она принесет новые открытия и мне!»