Авторы фильма «Батя 2. Дед» представили нижегородцам премьеру картины
Газета "Нижегородская правда" №21 от 09.04.25
Подписка на газетуНадежда Михалкова, Илья Учитель и Гавриил Гордеев признались, что кинопроект помог им лучше понять себя и своих детей
В день, когда продолжение популярной комедии про «Батю», покорившей российских зрителей, стартовало во всех кинотеатрах страны, нижегородским зрителям премьеру представили её генеральный продюсер Гавриил Гордеев, режиссёр Илья Учитель и исполнительница главной женской роли Надежда Михалкова. Новым героем истории про дедушку и внука, любовь, связь поколений и советские методы воспитания стал дед-фронтовик. Ради этой роли её исполнитель Евгений Цыганов «постарел» лет на сорок, да так реалистично, что его мама узнала в нём своего деда!
Военная любовь
Продолжение фильма охватывает сразу три периода – годы Великой Отечественной войны, 1990‑е и наши дни. Авторы проекта в год юбилея Победы отдали дань памяти своим предкам и показали трогательную историю любви деда, главного героя, развернувшуюся под немецкой бомбёжкой.
Молодого солдата, объехавшего после войны всю страну, чтобы найти спасшую его медсестру, и сыграл Евгений Цыганов, поразивший поклонников преображением в старика в эпизодах про 90‑е годы. Актёра загримировали так, что его мать узнала в нём… своего деда!
«Очень удобно быть дедом, потому что можно на всех ругаться, ворчать. Все тебя слушают, потому что есть какая-то скидка на возраст. Я проверил: в деревне Кын, где шли съёмки, к старикам относятся хорошо», – поделился Евгений Цыганов перед столичной премьерой.
А его коллеги в Нижнем Новгороде рассказали, что большинство приключений и забавных ситуаций, что показаны в фильме, – это случаи из их жизни. И все герои – собирательный образ.
Как оказалось, идея продолжения родилась у творческой группы уже на съёмках первого фильма.
Напомним, картина рассказывала, как среднестатистический москвич приезжает к своему бате – суровому русскому мужику из 90‑х.
«В первом фильме мы не раскрыли все те смыслы, что хотели. Когда мы затеяли произведение про взаимоотношения отцов и детей, про воспитание, про то, как мы относимся к своим детям и как нас воспитывали в 90‑е, мы увидели: чтобы понять, почему у нас такие отцы, надо понять, почему у нас такие деды. Дед играет очень важную роль в нашем воспитании. И поэтому наше исследование взаимосвязи поколений логично продолжилось», – объяснил Гавриил Гордеев.
Он признался, что у него были мысли рассказать и про мать.
«Мы выбрали деда, потому что пытались наши гештальты закрыть по-пацански. Но в итоге сценарий не только про деда. Там много линий любви», – пояснил генеральный продюсер.
Поиски деда
В том, что любовь – главное в фильме, уверен и его режиссёр Илья Учитель. Для него Батя – человек суровый и, возможно, недолюбленный. Поэтому внука в фильме дед воспитывает иначе, чем сына.
«Он учит его правильно относиться к женщинам, к миру. Для меня это фильм о становлении мужского начала. На роль деда мы смотрели много разных артистов. Изначально жили в парадигме, что у нас взрослый актёр будет играть деда, а под него мы будем пытаться найти кого-то молодого. Рассматривали Александра Михайлова, но под него сложно было найти молодого двойника, эта идея себя не оправдала. Тогда мы решили, что один актёр должен играть обе роли. Так появился Женя Цыганов. И оказалось, что всё, что ни делается – к лучшему!» – рассказал режиссёр.
У каждого члена съёмочной группы есть своя история, связанная с отцом или дедом. И это получило отражение в фильме.
«Батя, Владимир Вдовиченков, очень чётко даёт какого-то своего родственника. И для Евгения Цыганова это не просто роль деда. Там чувствуется близкое и родное. Ну не может актёр, если ничего подобного у него в жизни не было, уловить такие тонкости. И зрители, которые выходят из зала, обязательно почувствуют, что это именно про их деда. У нас получился глобальный метафизический дед для всей страны», – уверен Гавриил Гордеев.
И действительно, для тех, кто в 90‑е был ребёнком и жил в деревне, почти каждый кадр несёт воспоминание и радость узнавания себя или знакомых в его героях. Пусть часто и в гипертрофированной форме. Смешных моментов тут множество. Вот дед открывает банку с тушёнкой и зовёт внука: «Попробуй!». Мальчик пробует и бежит к ведру. Дед: «Вот и я подумал – просроченная!».
Или дед порет внука ремнём, а сосед в окно кричит: «Слышь, яблоков никто не воровал, моя их на компот собрала!». Внук в слезах натягивает штаны, а дед вздыхает: «Что ж ты там околачивался?».
А уж сцены с мотоциклом с коляской, где, совершенно как у Марка Твена, герой Цыганова вырывает верёвочкой качающийся зуб внука или езда по кочкам, многих возвращает в прошлое.
Секреты воспитания
Но фильм не только про поколения мужчин. Есть в нём и две прекрасные героини – первая любовь деда и жена главного героя Ирина. Вторую зрители полюбили ещё в первой части. Сыграла её Надежда Михалкова, и в продолжении фильма она вновь становится самой хладнокровной и вдумчивой из всех персонажей истории. Актриса призналась, что для неё этот фильм многое значит.
«Я с большой любовью отношусь к этому проекту. Когда ты принял участие и пошёл во все тяжкие в первой части, то про вторую уже нет сомнения. Наш фильм зарекомендовал себя как народное кино, которое полюбилось многим. А то, что закадровый текст в нём читает мой отец, для меня особенно важно: ведь всё, что он говорит, есть истина», – улыбается актриса.
Надежда призналась, что тема воспитания – одна из главных в её семье.
«Воспитание базируется на бесконечной родительской любви к детям и уважении к предкам. Современный подход к воспитанию, когда родители стараются быть другом своим детям, на мой взгляд, не всегда работает в правильном направлении. Родители всё же должны оставаться родителями. Прекрасно когда есть доверительные отношения между детьми и родителями, но родительский авторитет поддерживается терпением и достаточно строгими правилами в воспитании детей. А дань предкам, их почитание и уважение должны оставаться с вами всегда. Уходят поколения, бабушки, дедушки, родители… но ощущение семейности и почитания должно оставаться. Оно заложено во всём – от традиции ходить на могилы к ушедшим до того, как вы ставите их фотографии в доме и показываете детям, вспоминая родных и рассказывая о них детям. В этом заключается связь поколений», – поделилась актриса.
Её коллеги полностью с ней согласились и признались, что кинопроект помог им лучше понять себя и своих детей.
«Через это кино мне легко теперь объяснить своим детям связь поколений и рассказать им о Великой Отечественной войне. Так что наш фильм – не только комедия и авторское кино, но ещё и образовательное, воспитательное и терапевтическое!» – отметил продюсер.
Но на вопрос, будет ли «Батя‑3», гости хором ответили: «Ни за что! Всё, что мы хотели сказать, мы сказали!» И глядя на трогательные финальные кадры, понимаешь, что это действительно так.
12+