Житель Бора Леонид Кузин более сорока лет посвятил служению Отечеству
Газета "Нижегородская правда" №10 от 22.02.2022
Подписка на газетуФраза «Есть такая профессия – Родину защищать» из советского фильма «Офицеры» давно стала крылатой. Ещё будучи школьником, житель Бора Леонид Михайлович Кузин твёрдо для себя решил, что станет военным. Он надел форму в 1968 году – стал курсантом Орджоникидзевского военного училища. И от этой стези уже не отступил.
Равняясь на ветеранов войны
– У меня перед глазами всегда был пример отца, – рассказывает Леонид Михайлович. – В 1939 году его призвали на службу в ряды Красной армии, отслужил, а в 1941‑м началась война, вновь надел форму. В кремле, где сейчас находится мемориал «Горьковчане в годы Великой Отечественной войны», состоялся митинг, позже его подразделение было отправлено в столицу.
Михаил Петрович Кузин был командиром артиллерийского орудия. Прошёл всю войну, начав её под Москвой, – артиллеристы пришли на помощь стоявшим насмерть подольским курсантам.
– Отец иногда рассказывал, какие были тяжёлые бои, – замечает Леонид Михайлович. – Тогда я решил, что тоже буду Родину защищать.
Леонид Кузин окончил с отличием Орджоникидзевское военное училище, Военно-политическую академию имени Ленина в Москве. Служил на различных командных должностях в Иркутске, Ижевске, Самаре, Кирове. В 1993 году Леонид Кузин вступил в должность заместителя командующего войсками по работе с личным составом Приволжского округа внутренних войск МВД России и вернулся в Нижний Новгород. Он также был заместителем командующего группировкой внутренних войск МВД России на Северном Кавказе, на его счету 12 боевых командировок в Чеченскую Республику.
«Горячий» Северный Кавказ
– Первая случилась уже в декабре 1994 года, – рассказывает Леонид Михайлович. – Я тогда курировал Шумиловскую бригаду, которая базировалась в одном из населённых пунктов на территории Дагестана. Бойцам поступил приказ передислоцироваться в другой, но дорогу им преградили чеченцы-акинцы. Это этническая группа, проживающая в Дагестане на границе с Чечнёй. Как заслон они выставили вперёд детей, женщин, стариков, сами же с оружием прятались за толпой. Наши ребята, конечно, не стали стрелять по гражданскому населению. Воспользовавшись ситуацией, боевики захватили в плен 56 военнослужащих. Когда всё это произошло, мне тут же поступил приказ выехать в Хасавюрт. На месте я был через сутки. За это время 20 пленников удалось освободить, остальных пришлось вызволять различными способами на протяжении нескольких лет. Поскольку сначала заложников бандиты держали в разных сёлах Хасавюртовского района, потом переправили в Чечню – в Грозный, Шатой, Ведено. В итоге задача была выполнена, но трёх человек мы потеряли.
В ходе мероприятий по розыску и освобождению заложников Леониду Михайловичу приходилось вести сложные переговоры, с этим он успешно справлялся. Поэтому, когда в июне 1995 года в Будённовске был совершён теракт, на встречу с Шамилем Басаевым российское руководство отправило генерал-майора Кузина.
– Это было уже на финальной стадии, в тот момент, когда после разговора Виктора Черномырдина с Басаевым больница была освобождена, и четыре автобуса «Икарус» с заложниками и боевиками направились в сторону Чечни, – вспоминает Леонид Михайлович. – Был ещё рефрижератор, в нём везли трупы 17 погибших террористов, и четыре машины сопровождения. Моя задача была убедить Басаева изменить маршрут следования. Генерал-полковник Анатолий Куликов был тогда командующим внутренними войсками и не мог допустить, чтобы Басаев добрался до Моздока, а затем и до Грозного. Буквально на коленке, от руки он написал приказ, что колонна должна направиться по другому маршруту. Чтобы передать приказ Басаеву, я сел в вертолёт и через какое-то время, обогнав колонну, вызвал его на переговоры. Он был возмущён: мы обо всё договорились с Черномырдиным, а вы нам чините препятствия. Позвонил Дудаеву, он ему категорически запретил менять маршрут. Басаев со своими охранниками вновь сел в автобус, а я, памятуя о том, что у чеченцев есть негласное правило не стрелять в спину, отвернулся от колонны и пошёл к вертолёту, где с бледными лицами сидели двое моих бойцов.
Генерал-майору лишь со второй попытки удастся уговорить Басаева изменить маршрут, убедив его, что в следующем населённом пункте на его пути организована оборона. Колонна террористов в итоге уйдёт на территорию Дагестана.
Человек слова и чести
Завершив службу, в 2002 году Леонид Михайлович Кузин возглавил комитет по делам военнослужащих и правоохранительных органов администрации Нижнего Новгорода. Активно занимался патриотической работой. При его непосредственном участии был создан военно-патриотический лагерь «Хочу стать десантником», который работает до сих пор. Леонид Михайлович и сегодня частый гость у нижегородских мальчишек и девчонок. Проводит уроки мужества, участвует в различных мероприятиях, работает с юнармейцами.
– Леонид Михайлович – прекрасный рассказчик, – говорит председатель Совета ветеранов городского округа Бор Александр Викторович Фёдоров. – Как-то проводили мероприятие, посвящённое 100‑летию Михаила Тимофеевича Калашникова, дети ловили каждое его слово. Ведь Леонид Михайлович был лично знаком с великим конструктором. Генерал-майор Кузин – истинный патриот, человек слова и чести, на таких, как он, держится вся страна.