Что будет с пунктами выдачи Wildberries
Газета "Новое дело" №10 от 16.03.2023
Подписка на газетуПо всей стране прокатилась забастовка сотрудников Wildberries. Причиной стало введение новой системы штрафов, благодаря которой работник может не только лишиться зарплаты, но и остаться должен. Как проходила забастовка в Нижнем Новгороде и чем она обернётся для покупателей? Редакция газеты «Новое дело» попыталась разобраться.
Попали в сети
Вчера, 15 марта, сразу в нескольких крупных городах – Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Владивостоке, Барнауле – пункты выдачи заказов Wildberries приостановили свою работу. «Пункт закрыт до тех пор, пока нам не выплатят деньги»; «Нам не платят зарплату»; «Мы не готовы бесплатно работать», – такие объявления украшали закрытые двери.
Работники начали протестовать против новой системы штрафов, которая заработала с 3 марта. Теперь, если покупатель возвращает в пункт выдачи бракованную или подменённую вещь, то 100 процентов её стоимости удерживается с сотрудника пункта выдачи. И оспорить это решение будет невозможно – компания взыскивает деньги в одностороннем порядке. При этом сотрудники, имеющие долги по штрафам, не могут получить зарплату. А у некоторых долг достигает сотни тысяч рублей.
Чтобы выяснить, как проходит забастовка в Нижнем Новгороде, мы проехали по городу – пункты выдачи работали в обычном режиме. По словам менеджеров, участвовать в забастовке они не стали из страха потерять работу. Хотя на новые условия менеджеры действительно жалуются.
«Штраф в сто процентов – это, конечно, крутовато! – возмущается Александр, работник одного из пунктов на улице Строкина в Автозаводском районе. – Представляете, зарабатываешь какую-то сумму, а её у тебя полностью списывают. Некоторым «прилетало» долгов по 50 – 60 тысяч в день».
По словам сотрудников пунктов выдачи, товар им приходит со складов запакованным и они не могут проверить его качество. Почему их решили сделать виновными – непонятно.
«Накануне многие писали в чатах, что хотят принять участие в забастовке и работать только на приём товара, не выдавая его клиентам, – рассказала нам владелица одного из пунктов выдачи Ольга. – Но затем, видимо, передумали. Я так понимаю, никому не хочется терять работу. Говорят, что Wildberries начал увольнять сотрудников, участвующих в забастовке, а пункты выдачи просто деактивирует и подгоняет к ним фуры для вывоза товара. Есть у них такой пунктик в договоре оферты – действия, которыми мы якобы порочим их деловую репутацию».
Разложили по пунктам
Официальные представители Wildberries уверяют, что информация о забастовках пунктов самовывоза не соответствует действительности.
«Пункты самовывоза продолжают работу в стандартном режиме», – сообщили в пресс-службе маркетплейса.
Введение новых штрафов в компании не отрицают.
«К сожалению, некоторые недобросовестные покупатели или менеджеры пунктов выдачи заказов могут подменять товары, например, на дешёвые аналоги или товары без маркировки, – объяснили в компании. – Чтобы этого не происходило, менеджеры пунктов выдачи при возврате товара должны их проверять. Поэтому мы ввели дополнительную защиту наших продавцов от подмен».
Однако, судя по всему, представители Wildberries всё-таки не чувствуют своей правоты. По крайней мере, на вчерашнее заседание в Госдуму, где как раз обсуждалась ситуация забастовки, никто из них не пришёл. За полчаса до начала встречи представители маркетплейса перестали отвечать на телефонные звонки, а за минуту до начала объявили, что не готовы прийти.
Ситуацией заинтересовалась Генеральная прокуратура. Она поручила провести проверку интернет-магазина по поводу нарушений трудовых прав сотрудников. Её результаты будут известны примерно через месяц.
Ранее на сайте pravda-nn.ru сообщалось, что в Гострудинспекции организовали проверку из-за информации о забастовке сотрудников Wildberries.
На днях в Роспотребнадзоре отреагировали на жалобы покупателей о взимаемой магазином плате за возврат бракованного товара. В ведомстве заявили, что при возврате некачественного товара продавцы или маркетплейсы не могут взимать или удерживать деньги потребителей, поскольку в законе «О защите прав потребителей» (это статья 18) прописана обязанность принять товар с недостатками и провести проверку качества. А продавцы обязаны вернуть потребителю стоимость недоброкачественной вещи.