Что происходит с ценами на бензин в Нижегородской области
Газета "Нижегородская правда" №54 от 13.09.23
Подписка на газетуАвтомобильное топливо в России демонстрирует уверенный рост. За год цены выросли на 5 – 6%, при этом основное удорожание пришлось на август и начало сентября, что заставило серьёзно обеспокоиться автомобилистов. Мы решили разобраться, почему топливо растёт в цене, и как будет развиваться ситуация в дальнейшем.
Каждый день в плюсе
Итак, стоимость 92-го бензина в Нижнем Новгороде в начале этой недели достигла 50 рублей, 95-го – 53 рубля и выше, АИ-98 фиксировали на отметке почти в 65 рублей. Цена на дизельное топливо подскочила до 59 рублей.
«В конце августа приехал из отпуска. И сразу заметил, что бензин подорожал. С тех пор цены медленно, но уверенно ползут вверх», – говорит автолюбитель Станислав.
«Если так дело дальше пойдёт, то придётся пользоваться общественным транспортом. Хотя если выезжать за город, то на машине семьёй всё равно получается экономичнее и быстрее», – рассуждает в соцсетях другой автолюбитель, Даниил.
«Машина должна быть экономичной, тогда ещё не так бьёт по карману повышение стоимости бензина. Не завидую тем, у кого машины с высоким расходом топлива», – комментирует автомобилист Юрий.
Но даже владельцы малолитражек подсчитывают, на сколько больше теперь приходится тратиться. А самое главное, их интересует – когда прекратится рост цен?
Факторы влияния
По мнению экспертов, осенью цены на топливо росли всегда. Но сейчас кроме сезонности, появилось ещё несколько причин удорожания. Одна из них заключается в том, что многие нефтеперерабатывающие заводы в начале лета закрылись на плановый ремонт. Отсюда дефицит топлива, а значит, повышение цен.
«Сейчас заводы должны выйти с ремонтов, соответственно, объёмы поступления топлива на биржу увеличатся, ситуация стабилизируется», – комментировал ситуацию ещё в июле вице-премьер Александр Новак. Однако пока этого не случилось.
Среди возможных факторов влияния также ситуация на валютном рынке. Стоимость доллара составляет 95 рублей, что на 40% выше, чем в январе 2023 года. Это значит, что поставлять топливо за границу сейчас выгодно, из-за чего внутренние поставки снижаются.
А тут ещё сокращение выплат по демпферу. Если простыми словами, то нефтяные компании, поставляющие бензин на внутренний рынок, получили субсидии – выплаты из федерального бюджета, поскольку цены в России ниже, чем на мировых рынках. Если же вдруг цена на внутреннем рынке становилась выше экспортной, то уже нефтяники должны перечислять средства в бюджет. Схема отлично работала с 2019 года. Однако в конце июля этого года Госдума приняла закон о корректировке механизма. С 1 сентября 2023 года до конца 2026-го выплаты по демпферу сокращаются на 50%. Таким образом, бюджет экономит средства, но вот нефтяным компаниям становится выгоднее экспортировать топливо.
Между тем на дворе сентябрь, а это период уборочной кампании. Соответственно, у производителей в приоритете дизельное топливо, из-за чего снижается производство топлива других марок.
Да и отпуска никто не отменял. В связи с тем, что многие аэропорты закрыты, а люди активно путешествуют по своей стране на машинах, потребность в бензине выросла в разы. Все эти факторы вкупе могли спровоцировать рост цен.
Есть решение
Ясно, что такая острая тема не могла остаться без внимания. Задали вопрос относительно стоимости топлива на Восточном экономическом форуме и президенту России Владимиру Путину. Глава государства заверил, что правительство уже занимается этим вопросом.
«Правительство не среагировало своевременно на изменения на мировом рынке в связи с ростом цен на нефть, но это регулируемая позиция. В целом производители и правительство между собой договорились, как они будут действовать в ближайшее время», – отметил Владимир Путин.
Кроме этого, ситуацией заинтересовались нижегородские антимонопольщики. «Территориальные органы ФАС оценят обоснованность изменения цен на бензин в Нижегородской области и других регионах», – говорится в официальном сообщении ведомства. Антимонопольщики проверят экономическую обоснованность стоимости в мелкооптовой реализации топлива с нефтебаз, а также другие составляющие, которые включаются в конечные цены для потребителей. В случае выявления нарушений будут приняты меры антимонопольного реагирования.