Дом с куклами: где в Горьком выступали Клавдия Шульженко и Леонид Утёсов
Газета "Нижегородская правда" №16 от 10.03.2021
Подписка на газетуГорожане хорошо знают, где расположен Нижегородский театр кукол и кинотеатр «Орлёнок». Кажется, эти культовые места были здесь всегда. И уже мало кто помнит, что прежде именно тут, по адресу Большая Покровская, дом 39 размещалась филармония, на сцене которой пела Клавдия Шульженко. А в ноябре 1917 года именно здесь была провозглашена советская власть. Сегодня мы расскажем об истории одного дома и о судьбе талантливого зодчего.
Центр музыкальной жизни
В 1864 – 1865 годах на улице Большой Покровской был построен двухэтажный дом, в котором поселился инженер, учёный, первый управляющий сормовским заводом Алексей Узатис. Он руководил предприятием 20 лет, и это время было отмечено как период внедрения технических новинок.
Потом дом перешёл в собственность почётного гражданина Нижнего Новгорода Ивана Михайловича Рукавишникова. Впрочем, представители известного рода домом не пользовались, сдавали его в аренду Нижегородскому общественному собранию, городскому клубу. Таким образом, уже в то время дом на Большой Покровской стал центром музыкальной жизни.
Вновь усадьбу выставили на продажу после смерти Рукавишникова. В 1911 году её выкупает крестьянин, крупный домовладелец Антон Фролов. Именно при нём появляется каменный пристрой, который выходит фасадом на Большую Покровскую и Университетский переулок (раньше переулок Мышкина).
В стиле русского модерна
Общественное собрание заключило с Фроловым контракт, согласно которому в Нижнем Новгороде должен был появиться первый в городе по величине концертный зал. Автором проекта трёхэтажного пристроя с антресолями выступил академик, создатель русского модерна в архитектуре Фёдор Осипович Шехтель. Именно по проектам этого гениального мастера возводили доходные дома и особняки, театры и галереи, банки и вокзалы, часовни и типографии, магазины и бани в разных городах России. Многие здания сегодня находятся под охраной государства и вошли в золотой фонд отечественной архитектуры. Только в Москве построено около 60 зданий, в том числе Ярославский вокзал и МХТ. Он проектировал для железнодорожных магнатов фон Дервизов в Рязанской губернии, для представителей династии Морозовых. Так случилось, что после революции крупнейший зодчий конца XIX – начала XX веков стал никому не нужен. Все его проекты отклонялись, в том числе мавзолей Ленина. Последние годы мастер жил крайне тяжело, заказов не было, а назначенной пенсии не хватало на элементарные вещи. Он даже пытался продать часть своего имущества, чтобы прокормить семью. Известно, что незадолго до смерти он написал письмо издателю Сытину, в котором предлагал купить уникальную коллекцию живописи. «Я строил всем Морозовым, Рябушинским, фон Дервизам и остался нищим. Глупо, но я чист».
Фёдор Шехтель скончался в 1926 году в возрасте 66 лет.
Великий мастер оставил в наследство нижегородцам здание на Большой Покровской. Оформлением интерьеров залов и фойе занимался другой известный мастер, преподаватель Строгановского училища в Москве художник Егоров. Говорят, внутренняя отделка поражала великолепием.
Все звёзды к нам
Все работы были завершены в 1913 году. Помещение концертного зала оказалось очень популярно и востребовано у горожан, здесь же работало музыкальное училище – отделение Императорского русского музыкального общества.
Именно в знаменитом доме на Большой Покровской 15 ноября 1917 года была провозглашена советская власть. После этого лет на 20 пришлось забыть о музыкальной жизни. В здании преимущественно проходили заседания, съезды, партийные конференции. К счастью, с 1937 года часть помещений стала занимать Нижегородская филармония. Именно в доме № 39 по Большой Покровской выступали Клавдия Шульженко, Леонид Утёсов, Дмитрий Шостакович, Галина Вишневская.
– Здание филармонии, кстати, было с прекрасной акустикой, а внутри похоже на Санкт-Петербургскую филармонию. Кто только здесь не выступал: и Рихтер, и Гилельс, и Клиберн и много-много других, – рассказывает нижегородец Владислав Гордеев.
Это вам не игрушки
Кардинальная перестройка здания № 39 по Большой Покровской началась в 1976 году. Причина тому – переезд Горьковского театр кукол. Какое-то время театр работал в помещении ТЮЗа, в Краевом доме искусств, в общем, менял сценические площадки. И только в 1954‑м, к своему 25‑летию, театр получил собственное здание на улице Свердлова (ныне Большой Покровской) рядом с Мытным рынком. Купеческий особняк, конечно, был не очень приспособлен под театральные подмостки, но артисты были всё равно рады. А вот что вспоминают нижегородцы.
– Зал был маленький, родителям не разрешали с детьми сидеть, они сидели на последнем ряду, чтобы не загораживать сцены, потому что пол в зале был без возвышения, плоский. Я была маленькой, очень боялась быть одна, постоянно на маму оглядывалась. Сейчас в этом здании учебный театр, можно сходить поностальгировать, – поделилась впечатлениями в соцсетях Татьяна Павлова.
- Небольшой зал, вроде как актовый в любой советской школе, деревянный пол, деревянные откидные сидения. Обшарпанные деревянные подмостки и такая же ширма. Занавес из толстенного зелёного бархата. Меня несколько раз водили туда на спектакли, таким он мне и запомнился из начала
60‑х,– вспомнил пользователь Степан Лиходеев.
Тем не менее в старом особняке театр просуществовал больше 20 лет. И вновь переехал к своему 50-летию в дом № 39 по Большой
Покровской. Но сначала основное здание ждала реконструкция.
Проект разрабатывал архитектор Тимофеевский. В ходе работ ликвидировали входной портал с колоннами и балконом со стороны улицы Большой Покровской, сейчас на этом месте расположена вставка между основным зданием и кинотеатром. Со двора возвели пристрой, а левый торец оформили и сделали входной группой.
Но самое главное, что исторический фасад здания практически сохранён в первоначальном виде.
В здании концертного зала-театра, которое проектировал Фёдор Шехтель, долгое время был кинотеатр «Палас», а сейчас всем нам хорошо известный кинотеатр «Орлёнок».