Дорога домой: кто помогает найти потерявшихся людей в Нижегородской области
«ПРОПАЛ ЧЕЛОВЕК. Особые приметы, понадобится любая помощь». Примерно с таких ориентировок начинаются поиски людей, которые ушли из дома и не вернулись.
Только в прошлом году в нижегородскую полицию поступило более 2 тысяч заявок о пропавших. Из них найдены живыми – 1408 человек. Погибли 78. О судьбе 655 ничего не известно.
Видеть новые ориентировки изо дня в день страшно. Кто-то боится лишний раз выйти на улицу, а кто-то бросает все свои дела, и бежит искать пропавших. Как это бывает, юнкору сайта pravda-nn.ru рассказал представитель поисково-спасательного центра «Рысь» Павел Алекаев.
Чувствую себя полезным
«Я отрабатывал заявку информационного организатора нашего Центра по обзвону медицинских учреждений Нижнего Новгорода. Пропала бабушка с ослабленным умственным здоровьем, в силу возраста. И вот мне удалось отыскать ее в одной из больниц. Радости тогда было! Чуть не прыгал», – поделился первым личным случаем «Найдена! Жива!» сотрудник команды оперативных звонков Павел.
В 2022 году с помощью волонтеров «Рыси» удалось отыскать 67 человек. В лесу, в сезон ягод и грибов чаще теряются пожилые люди, а в городе – дети. По словам добровольца, в городе поиски проходят даже сложнее – слишком много людей, похожих друг на друга. Да и найти человека быстро не всегда получается, в некоторых случаях на это уходят сутки или даже месяцы.
«С середины октября продолжаются выезды на поисково-спасательные работы в Кулебакском районе, но пока все наши усилия тщетны. Этот поиск уже стал очень личным, колет, бередит душу, — признался Павел. — Вспоминаются слова одной из песен: «Среди невзятых рубежей. Один – за мной». Но мы продолжаем, мы будем искать».
Поисковик рассказал, что добровольчество стало целью его жизни. Здесь он чувствует себя полезным. Но поисково-спасательная работа – это сложный процесс, который может эффективно вести только хорошо организованная команда.
Мало кто задумывается, что от поступления заявки до выезда в лес ведется большая работа – опрос заявителя, сбор информации, которая необходима, чтобы как можно скорее обнаружить пропавшего человека. А на месте поисков требуется координация, развертывание штаба спасательной работы, чтобы максимально эффективно распределить ресурсы.
«Если говорить о тех, кто своими ногами проходит полученные задачи, то это тоже нелегкий труд. Представьте: после работы, забыв о личных делах и элементарном отдыхе отправиться сразу на ПСР, пролазить всю ночь по невообразимым дебрям, вернуться домой и, едва успев привести себя в порядок, снова пойти на работу. Физически это тяжело», — подчеркнул Павел. В обычной жизни он инженер. Но когда появляется новая ориентировка, усталость и заботы уходят на второй план. Нужно помочь с поисками. «Долг и привилегия» поисковиков – как можно скорее избавить от страха заблудившегося человека и вернуть его домой. И близкие люди относятся к такому решению с пониманием и уважением.
Надежда не гаснет
Отдельно хочется вспомнить истории детей, которых разыскивают в Нижегородской области уже несколько лет.
Так, больше двадцати лет среди пропавших значится мальчик, который в трехлетнем возрасте исчез с пляжа на левом берегу Оки в Павлове. Сейчас ему может быть уже 24 года. Сначала завели уголовное дело о похищении, потом его переквалифицировали в убийство. Найти зацепки трудно, но расследование продолжается до сих пор.
А в марте 2009 года пропала 10-летняя девочка из Сарова. В тот день она после уроков посмотрела со своими друзьями праздничный концерт к Международному женскому дню, а потом направилась домой. Правда, так там и не появилась. В 2017 году в социальных сетях замелькали фотографии девушки, похожей на повзрослевшего ребенка. Однако вспыхнувшая надежда вскоре вновь угасла — на программе «Пусть говорят» ДНК-тест показал нулевую вероятность родства между поверившей в чудо родственницей и незнакомкой.
В конце августа 2018 года в Богородске пропала 9‑летняя девочка, которая играла во дворе в нескольких метрах от дома. За ребенком из окна наблюдала бабушка. Женщина заметила, как внучка завернула за мусорный контейнер и не вышла из-за него. Уже четыре года родные девочки, правоохранители и волонтеры гадают, куда она могла исчезнуть за несколько секунд.
Конечно же, поиски людей, пропавших несколько лет назад, проводят не так активно. Все силы брошены на то, чтобы отыскать тех, кто исчез недавно – по горячим следам успеха добиться проще. Однако это не значит, что про «потеряшек» с длинной историей совсем забывают. Во-первых, каждый год поисковики обновляют и актуализируют ориентировки. Во-вторых, отрабатывают и проверяют поступающую информацию о том, что люди видели похожего человека. В‑третьих, делают возрастную прогрессию и обрабатывают фотографии детей, которые уже выросли. Так остается надежда, что у этих страшных историй все-таки будет счастливый конец.
Помочь может каждый
Некоторым может показаться, что в последнее время люди пропадать стали чаще. Но на самом деле, цифры на протяжении нескольких лет не сильно отличаются. Просто сейчас движение поисковиков активно развивается, поэтому чаще публикуются ориентировки и истории самих поисков. И потеряться может человек любого пола и возраста, вопреки распространенным стереотипам. Хорошо, что их есть, кому искать.
В первую очередь на помощь приходят МЧС и полиция. Но штатная численность сотрудников не всегда позволяет охватить значительные по площади территории городов и лесных массивов. К тому же, в ведомства поступают и многие другие заявки. Тогда к поискам присоединяются добровольцы. В нашем регионе есть несколько поисковых отрядов – «Рысь», «Волонтер», «Лиза Алерт».
Как пояснил Павел, поисковиком может стать любой человек. Да, для этого нужны специальные знания и навыки. Но их можно получить, пройдя соответствующее обучение, которое проводится регулярно. Достаточно заполнить анкету в группе или на официальном сайте организации.
В заключение хочется отметить, что волонтеры бывают разные. Кто-то ищет людей, кто-то помогает пожилым, кто-то восстанавливает память о Великой отечественной войне. Доброволец – это человек, который придет к тебе в любой момент, в самый сложный для тебя период. Поможет, выслушает и подскажет, даже если стоит невыполнимая задача или если это обычная не очень значительная проблема. Он может и продукты принести, и просто выслушать, провести с тобой время. Это не психолог, не врач, не полиция с МЧС… Это простой смертный, который выбрал путь добра и поставил цель — бескорыстно помогать. Добровольцем может стать каждый. Только для этого нужно обладать особенной способностью – человечностью.
Автор: Виктория Старцева