Два начала: скульпторы Татьяна и Александр Холуёвы представили своё творчество нижегородцам
Газета "Нижегородская правда" №95 от 15.12.2021
Подписка на газетуВыставка самого знаменитого творческого семейного тандема города – Татьяны и Александра Холуёвых – открылась в Выставочном комплексе Художественного музея на площади Минина.
Символы эпохи
Она приурочена к 800‑летию столицы Приволжья и 85‑летию Татьяны Холуёвой – заслуженного художника и деятеля искусств РФ, почётного гражданина Нижнего Новгорода. Работы Холуёвой давно стали символами города. Георгий Победоносец в кремле, бюст Пушкина у театра оперы и балета, памятник Ростиславу Алексееву в Сормове, ставший известным на весь мир бюст Тани Савичевой на её могиле в Шатках. Каждая из работ – настоящий шедевр, глядя на который нельзя оставаться равнодушным. Историю этих и многих других знаменитых памятников, созданных Холуёвыми, и рассказывает выставка.
Начинается она с архивных фото, где юная Татьяна работает над своими монументальными скульптурами, масштаб которых поражает. Среди них – гигантская голова воина, что много десятилетий венчает мемориал на площади Октябрьской Революции в Выксе. Путешествуя по залам, можно в деталях рассмотреть макеты и проекты знаменитых скульптур Татьяны Георгиевны, а также сегодняшние работы семьи скульпторов.
Выставка называется «Два начала». Символическая двойственность здесь во всём. Мать и сын, мужчина и женщина, скульптура и живопись, мир и война. Необыкновенно реалистично выглядит бюст Героя Советского Союза Ивана Якушенко. А те, кто знаком с академиком Андреем Гапоновым-Греховым, с первого взгляда узнают его характерную позу, так хорошо известную гостям и сотрудникам Института прикладной физики.
– Он, как и большинство известных людей, не очень хотел быть моделью, его пришлось очень долго уговаривать, но в итоге действительно получился очень узнаваемым, – рассказала скульптор.
С другим своим героем, Ростиславом Алексеевым, Татьяна знакома не была, но хорошо знала его дочь, перечитала всё, что было доступно о Ростиславе Евгеньевиче в архивах, посмотрела документальный фильм о его жизни «Чёрный парус стрельца». В итоге памятник в Сормове стал одним из лучших монументов города.
– Я действительно попала в образ. Когда было открытие памятника, меня так зацеловали, что я была вся в помаде! – вспоминает Татьяна Георгиевна.
Секреты цвета
Такое точное попадание сама скульптор объясняет тем, что с первого курса педагоги объясняли ей и другим юным студентам, что «портретируемому надо влезть в кишки», то есть хорошо его изучить.
– А чтобы хорошо знать, надо изучить всю возможную информацию о своём герое и жить этим образом, почувствовать его изнутри. И только тогда идёт ощущение человека, над портретом которого ты работаешь, – уверена мастер.
Удивляет своей необычностью бюст знаменитой народной художницы Марьи Андреевны Строкуниной из Полхов‑Майдана. Выполненный с детальной точностью, он расписан знаменитыми полховскими цветами. Глядя на него, вдруг вспоминаешь, что знаменитые античные скульптуры вовсе не были белыми, каждая из них была раскрашена.
– Я очень цвет люблю, меня в Горьком даже называли за это формалисткой. А я доказывала, что и греки, и египтяне раскрашивали свои скульптуры, что это было испокон веков. Цвета скульпторы избегают по одной причине – он может полностью «убить» скульптуру, но если использовать его правильно, он может подчеркнуть её достоинства, – уверена Холуёва.
Рассматривая её работы, убеждаешься в верности этих слов. Учёные и художники, герои войны и просто наши современники, созданные из бронзы или гипса, – каждый из этих портретов затонирован так, что создаёт максимально яркое впечатление. История некоторых из них просто удивительна. Так, для работы над знаменитым бюстом Пушкина, что гордо смотрит вдаль у театра оперы и балета, Татьяна Холуёва использовала стразу три посмертных маски поэта.
– Самая первая, снятая сразу после его смерти, очень одухотворённая, совершенно живая. Я положила её на подоконник, и так свет на неё упал, что даже моя мама была поражена: «Он же как живой!». Я очень люблю эту работу… И очень люблю изображения Пушкина, созданные скульптором Михаилом Аникушиным, у него получились самые яркие образы, – признаётся скульптор.
Мать и сын
Ярким получился Пушкин и у Татьяны Георгиевны. Привлекает в экспозиции портрет ещё одного Александра – сына Саши, выполненный в 1973 году в бронзе. На нём запечатлён 14‑летний хрупкий мальчик, который сегодня сам стал известным дизайнером и скульптором, во всём помогает матери, и без его упорного труда выставка не была бы такой разноплановой и разножанровой.
Самой масштабной творческой работой матери и сына стал мемориальный комплекс в Шатках, открытый в 2010 году. Он показывает историю не только Тани Савичевой, но и всех детей войны. 12 рельефов, созданных для мемориала, как иконы, сделаны без перспективы, плоскостные. Многие выполнены по документам и фото военных лет: сама Таня с дневником, сцены из жизни детей – фашист пролетел, госпиталь, бомбоубежище, завод, где можно увидеть знаменитую певицу Людмилу Зыкину, которая девочкой в войну работала на предприятии. Завершается история рельефом «Салют Победы», где погибшие сделаны контррельефом и будто утоплены вглубь. Словно тени, они охраняют тех, за кого отдали свои жизни…
Увидеть выставку можно до 16 января.
6+