Почему россияне продолжают скупать автомобили, несмотря на рост цен
Газета "Деловая Газета НП" №59 от 09.10.23
Подписка на газетуРоссийский авторынок продолжает активно восстанавливаться. Объёмы продаж растут как в сегменте новых автомобилей, так и подержанных авто. Спрос уверенно растёт, несмотря на существенное подорожание машин, которое, по всей видимости, продолжится до конца года.
Показали рост
За первый месяц осени россияне приобрели 110,4 тысячи легковых автомобилей. Это, как сообщили эксперты агентства «Автостат» со ссылкой на данные АО «Паспорт промышленный консалтинг», в 2,5 раза больше, чем годом ранее. Объём реализации новых машин в стране превышает отметку в 100 тысяч уже второй месяц подряд, и это рекорд начиная с января 2022‑го.
Авторынок начал расти ещё весной этого года. Например, в мае было продано свыше 72 тысяч новых автомобилей, в июне – более 82 тысяч штук, а в июле – 95 тысяч.
Нижегородский регион укладывается в общероссийскую тенденцию роста спроса на автомобили. По данным «Авито. Авто», спрос на новые иномарки в Нижнем Новгороде вырос за лето на 47,3%. Также «Авито. Авто» сообщает, что продажи автомобилей с пробегом в III квартале 2023 года выросли в Нижегородской области на 8%.
«От квартала к кварталу продажи авто с пробегом продолжают расти. Наиболее заметный рост отмечен в ценовых сегментах от 1 500 000 до 3 000 000 рублей и от 3 000 000 рублей – на 81,8% и 80,6% соответственно», – отмечает управляющий директор «Авито. Авто» Кирилл Вотяков.
Курс на Китай
Что же покупают сегодня россияне? По данным «Авито. Авто», наиболее востребованными в июне-августе 2023 года стали новые авто из Китая. Первое место у иномарки OMODA C5. На долю модели пришлось 3,3% от общего спроса на новые автомобили иностранных брендов. На втором месте – Haval Jolion с долей спроса 2,9%, на третьей строчке – Geely Coolray с долей спроса 1,9%. Четвёртое место заняла Chery Tiggo 7 Pro Max – 1,8% от общего спроса на новые иномарки. Замыкают топ‑5 самых востребованных новых иномарок aiyi E5 и Kia Sportage с долей спроса по 1,4% на каждую модель.
« Спрос на новые автомобили иностранных брендов продолжает расти. Модели из Поднебесной за последний год стали достойной альтернативой европейским брендам для россиян. Китайские авто отличаются комфортом и современной электроникой. Доля спроса новых китайских авто летом составила 46,8%», – отмечает Вадим Иванов, директор направления автомобили в «Авито. Авто».
Лидерами продаж среди автомобилей с пробегом традиционно стали ВАЗ (LADA), Toyota, Kia, Hyundai и Volkswagen.
Ценный момент
Высокий спрос на автомобили этим летом был разогрет ожиданием роста цен на автомобили. Многие предпочли поскорее реализовать свои планы на покупку машины до того, как цены взлетят. И действительно подорожание не заставило себя ждать.
По оценке агентства «Автостат», средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в августе 2023 года составила 3 млн 130 тысяч рублей. Этот показатель впервые преодолел трёхмиллионную отметку.
Как отметили эксперты агентства, повышение цен произошло на фоне введения нового утилизационного сбора с 1 августа и ослабления курса рубля.
За август цены на машины подняли 15 марок, которые официально представлены на рынке, и такого подорожания не было с мая прошлого года.
Ценовой рекорд августа подтвердил и Росстат. Но там считают иначе, без учёта объёма продаж и на базе стоимости базовых комплектаций. Так, по данным Росстата, стоимость отечественного автомобиля впервые превысила 1 млн рублей, а иномарки – 2,3 млн рублей. Это на 1,1% и 2,1% выше, чем месяцем ранее.
Средняя цена подержанного легкового автомобиля, по данным «Автостата», в сентябре 2023 года составила 1 млн 543,4 тысячи рублей. Этот показатель, отмечают в агентстве, впервые преодолел отметку в 1,5 млн рублей.
Цены на автомобили с пробегом в нашей стране непрерывно растут с апреля нынешнего года, отметили в «Автостате». По отношению к августу подержанные легковые машины подорожали в среднем на 5%, или на 75 тысяч рублей. А по сравнению с сентябрём 2022‑го средняя цена на б/у автомобили выросла на 23%, то есть на 289 тысяч рублей.
При этом эксперты отмечают, что автомобили продолжат расти в цене до конца этого года. Повлиять на это может в том числе и то, что с 1 октября в России изменены правила ввоза машин по параллельному импорту. Так, теперь автомобили тех марок, что официально представлены в нашей стране, можно купить только у официальных дилеров. Речь идёт о китайских брендах. Это нововведение может не только привести к повышению цен, но и к сокращению модельного ряда на авторынке России.
Несмотря на рост цен, автоэксперты смотрят на автомобильный рынок оптимистично. По итогам этого года российский авторынок, как ожидается, превысит 1 млн машин, что свидетельствует о его восстановлении. Однако за этим последует и ряд трансформаций, связанных и с ценами, и с моделями, из которых потребителям предстоит выбирать.