Дзержинский художник создаёт уникальные скульптуры из снега
Газета "Нижегородская правда" №3 от 18.01.23
Подписка на газетуСнежный городок в Дзержинске в эти новогодние праздники стал достопримечательностью областного масштаба. Главную площадь города украсили сказочные скульптуры, с которыми охотно фотографировались и местные жители, и гости города. Создатель этой красоты – коренной дзержинец Павел Верхоносцев. Много лет он провёл на Севере, где и увлёкся строительством подобных скульптур. А теперь впервые такой городок появился у нас в регионе.
Город льда
Выпускник Дзержинской художественной школы и Нижегородского художественного училища, Павел окончил знаменитую Художественно-промышленную академию имени Штиглица в Санкт-Петербурге, в которой студентов учат не только работать со множеством материалов, но и во всём видеть красоту.
После окончания вуза Павел переехал в Ханты-Мансийск. Там ему, преподавателю Уральской архитектурно-строительной академии, и предложили поработать над созданием ледяных скульптур. Павел согласился и много лет радовал жителей Югры своими работами. Снега и льда там куда больше, чем в Нижнем, и художник мог реализовать свои самые смелые мечты. В итоге ледяные городки мастер создаёт уже 14 лет.
Одной из главных его работ стала огромная композиция «Легенды Югры», созданная в 2018 году в Ханты-Мансийске, который в тот год был Новогодней столицей России. Она была посвящена жизни и быту коренных народов Севера, а Павел возглавлял группу художников, работающих над ней. Ледяные олени, ладьи, замки, подсвеченные снизу разноцветными огнями, произвели неизгладимое впечатление.
«В тот год по моему проекту мы там построили целый ледяной городок с горками, лабиринтами и ледяными скульптурами. В Нижнем Новогодняя столица была представлена по-другому – у нас льда и снега меньше, поэтому и используется он более скупо», – поделился мастер.
Чистейший и прозрачнейший
Оказывается, для того чтобы создать ледяные скульптуры и замки, подойдёт далеко не любой лёд. Чистейший и прозрачнейший материал можно добыть только в залитом водой песчаном или гранитном карьере, где в воде нет примесей и водорослей. Вдобавок речной лёд застывает дольше. По словам Павла, к Новому году в наших реках не бывает льда, чтобы вырезать блоки и плиты, которые шириной и толщиной должны быть не меньше 25 – 35 сантиметров. Поэтому для лучших скульптур лёд привозят даже из других регионов – с Урала, с Севера. А потом ему нужна температура не выше нуля – при 0 °C лёд начинает оплавляться и теряет прозрачность.
Снег, из которого Павел делал свои работы в этом году, теряет форму ещё быстрее. И если для ледяных скульптур у мастера есть множество созданных им и специально заточенных инструментов, то для снежных изваяний их всего два!
«Это мои руки! Плюс лопаты, – смеётся мастер. – Снег – пластичный материал, такой же как и глина, и пластилин. Он способен принимать разные формы. Конечно, если нужно много одинаковых деталей, есть и технология создания формы – но я почти не прибегаю к такому способу. Это уже не творчество!»
На одну скульптуру у мастера уходит день. Он работает по своему эскизу, заранее прорисованному, а иногда даже делает макет из пластилина – это помогает представить объём.
«Это обычная работа скульптора. Но он высекает свою работу из мрамора, а я леплю её из снега».
Под впечатлением
А вот раскрашивать свои работы Павел не любит.
«Я вообще не понимаю, откуда пошла практика раскрашивать снежные скульптуры. Если брать хороший и чистый снег, то скульптура прекрасно смотрится без всякой краски, она сверкает на солнце и вполне достаточно природных теней, для того чтобы подчеркнуть объём», – уверен мастер.
Накануне праздников скульптуры в Дзержинске чуть было не исчезли из-за оттепели, и Павлу пришлось восстанавливать своих героев.
«Лёд и снег – материалы временные, они рассчитаны на то, чтобы создать впечатление и исчезнуть. Это как солнце всходит и заходит. Меня часто спрашивают: зачем делать такие вещи, которые растают? А почему нет? Такие скульптуры тоже достойны того, чтобы на них смотрели. Не только же на бронзовые памятники людям смотреть! Главное – чтобы зрители сохранили в душе и памяти чувство прекрасного, которое я хотел передать».