Эхо взрыва: в деле о разрушении дома на улице Краснодонцев снова ищут виноватого
Газета "Нижегородская правда" №31 от 31.05.23
Подписка на газетуВ Нижнем Новгороде суд рассмотрит уголовное дело о взрыве газа в доме по улице Краснодонцев. Во второй раз. По первому приговору предприниматель Максим Бязин, работники которого меняли оборудование во взорвавшейся потом квартире, фактически никакого наказания не понёс. Но вот выяснилось, что на этом история не закончена.
«С заботой» о жильцах
Взрыв в девятиэтажке прогремел, напомним, 11 июля 2020 года. Рванул газ в квартире на 6‑м этаже. Только чудом никто не погиб – хозяева были в саду. Один жилец пострадал – признали вред здоровью средней тяжести.
В доме на 108 квартир жили 392 человека. После взрыва выяснилось, что в своё жильё им уже не вернуться – дом стал аварийным, только под снос.
Между тем следователи Следственного комитета выясняли причину взрыва и пришли к выводу: виной всему газовый шланг на кухне. А точнее то, что установили его с нарушениями.
Оказалось, что в эту квартиру приходили слесари от компании «Городская газовая служба». В Нижнем Новгороде она появилась в 2019 году. Годом ранее её учредил и стал директором предприниматель из Барнаула Максим Бязин. И к слову, в интернете не раз появлялись негативные отзывы от жителей разных городов: якобы работники этой компании ходят по квартирам, предлагают проверить газовое оборудование, и результат всегда один: изношено, надо менять. А меняют по завышенным ценам. И при этом работать с газовым оборудованием они вообще не имеют права.
Жители квартиры по улице Краснодонцев отзывов в интернете не читали. Им сказали «газовая служба», значит, газовая служба. Визитёры сообщили, что надо менять шланг для подачи газа к плите на кухне. Хозяева заплатили 1600 рублей. Это было в октябре 2019 года. А в июле рвануло.
Преступление без наказания
Следователи выяснили, что допуск к выполнению работ по техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования «Городская газовая служба» не получала, штата сотрудников, прошедших обучение и аттестацию, не было, Госжилинспекцию о своей деятельности в Нижнем Новгороде компания не уведомляла, договора обслуживания газового оборудования с жильцами дома по Краснодонцев не заключала.
В квартире, где потом произошёл взрыв, нанятые директором слесари, как следует из дела, провели работу не по технологии. Не поставив в определённом месте нужную прокладку, просто слишком сильно закрутили резьбу. В результате повредили счётчик. Со временем это привело к разрушению прибора. Началась утечка, произошёл взрыв.
Следователи посчитали, что, заключая договора подряда с людьми, не имеющими специального образования, Максим Бязин должен был предвидеть такие опасные последствия. По статье о выполнении работ, не отвечающих требованиям безопасности, группой лиц по предварительному сговору предпринимателю грозило до 6 лет колонии.
Однако сам предприниматель вину не признал: мол, между заменой шланга и взрывом прошло много времени – в квартире могли ещё какие угодно работы проводиться. Что же касается самой замены, то работа эта к газоопасным не относится, лицензии не требует.
Автозаводский районный суд в итоге признал: диагностику газового оборудования в квартире провели незаконно, шланг заменили с нарушениями. Но обвинение переквалифицировали. Приговор Максим Бязин выслушал по более мягкой статье – о нарушении правил безопасности при ведении строительных или иных работ. Он получил два года ограничения свободы, но в итоге совсем никакого наказания не понёс – за истечением срока давности.
История с продолжением
Такой приговор вызвал недоумение в руководстве Следственного комитета. Председатель Александр Бастрыкин затребовал информацию о доказательствах по делу: почему приговор такой мягкий?
Прокуратура вердикт обжаловала. В надзорном ведомстве посчитали переквалификацию на более мягкую статью необоснованной, приговор – не соответствующим тяжести последствий: почти 400 человек без жилья остались.
И вот областной суд решение вынес: приговор отменён. Дело направили на новое рассмотрение.
Что касается жильцов, лишившихся квартир, то часть из них получила выплаты по рыночной стоимости.
Остальные ждут новых квадратных метров, а пока вынуждены жильё снимать. За это им выплачивают компенсацию.
Дом для них по улице Героя Васильева предполагается сдать в декабре этого года.