Эксперт Сиденко рассказал, как научить ребенка безопасно пользоваться интернетом
Первое знакомство со смартфоном у ребенка происходит практически с рождения. По статистике, каждый третий ребенок в возрасте от 3 до 6 лет проводит в интернете в среднем 1 – 2 часа в день, а 88% детей от 7 до 11 лет уже имеют собственный гаджет. О том, когда начинать учить ребенка кибергигиене, с какими угрозами может столкнуться начинающий пользователь в Сети и как от них защититься, редакции сайта pravda-nn.ru рассказал руководитель направления «Лаборатории Касперского» по детской онлайн-безопасности Андрей Сиденко. Встреча состоялась в рамках Kaspersky CyberSecurity Weekend.
Ребенок и цифра
С каждым годом родители всё раньше знакомят детей со смартфонами и планшетами. По данным «Лаборатории Касперского», среди 15 – 17-летних подростков только 29% начали взаимодействовать с гаджетами до школы, среди 11 – 14-летних таких уже 42%. В группе от 7 до 10 лет таких большинство — 74%.
По мнению Андрея Сиденко, обучать ребенка киберграмотности можно начинать тогда, когда он в первый раз взял в руки смартфон. Прежде всего нужно позаботиться о настройках гаджета. Это могут быть встроенные возможности телефона, детские режимы в популярных сервисах, на игровых и видеоплатформах, а также сервисы родительского контроля. Но одних технических решений недостаточно.
«Важно интересоваться цифровой жизнью ребенка, его увлечениями в сети, рассказывать о различных киберугрозах и методах защиты от них и, конечно, выстраивать доверительные отношения в семье», — считает эксперт.
Первые аккаунты в социальных сетях, мессенджерах и играх, по словам Андрея Сиденко, ребенку лучше заводить вместе с родителями.
«Не всегда родители понимают, что такое Likee, Roblox или Minecraft. Поэтому лучше сначала самим разобраться, посмотреть, как выстроены настройки приватности, конфиденциальности или авторизации, ознакомиться с лицензионными соглашениями, узнать, какие данные и куда передают социальные сети, — пояснил эксперт. — Чтобы быть готовым спустя время с вместе с ребенком создать аккаунт, выставить настройки приватности и поговорить, почему это сделано именно таким образом. Объяснить, что в социальных сетях, как и на улице, общаться с незнакомыми людьми не стоит».
Онлайн-груминг и овершеринг
По статистике, начиная с 7 лет больше 80% детей находятся в интернете более часа в день. Чем старше ребенок, тем больше времени он проводит в Сети. Однако больше цифровой зависимости родителей беспокоит контент, с которым дети сталкиваются в Сети, — опасные челленджи и онлайн-груминг. В последнем случае злоумышленники стараются войти в доверие к ребенку и под различными предлогами пытаются получить от него фотографии или видео, как правило, личного характера, чтобы в дальнейшем начать шантажировать его и заполучить еще больше такого контента.
Еще одной угрозой безопасности ребенка в интернете является овершеринг, когда дети выкладывают слишком много фотографий и личных данных в социальных сетях.
Дети и подростки, по мнению Андрея Сиденко, не всегда понимают, что размещенная информация в Сети остается там навсегда.
«Случайно оставленный комментарий или фото может спустя десять лет, когда ребёнок вырастет, будет устраиваться на работу, может испортить ему репутацию, — подчеркнул эксперт. — Понятно, что не каждый столкнется в будущем с проверкой информации при устройстве на работу. Но знания, полученные в детстве, о том, как обращаться со своими данными, в любом случае окажутся полезными».
Кибербуллинг
Общение в социальных сетях не всегда приятное и безобидное. Зачастую дети и подростки сталкиваются с кибербуллингом. Ребенок может пострадать от травли в Сети как от сверстников, так и от незнакомых ему людей. Причем родители чаще всего не в курсе проблемы, либо недооценивают ее.
По данным «Лаборатории Касперского», 17% родителей знают, что их ребенок столкнулся с травлей в интернете. При этом дети отмечают, что взрослые имеют представление далеко не обо всех случаях: почти 30% имели дело с кибербуллингом в качестве свидетеля, жертвы или участника.
Если ребенок столкнулся с травлей в интернете, необходимо заблокировать агрессора, добавить его в черный список в соцсетях или мессенджерах. Кроме того, эксперт рекомендует не вступать в диалог с обидчиком, не отвечать на комментарии и не пытаться оправдываться.
«В некоторых случаях нужно просто запрещать оставлять комментарии. Это вполне нормальная ситуация», — добавил Андрей Сиденко.
Что делать, если ребенок встретил тролля в интернете и стал жертвой кибербуллинга? Слушайте наш подкаст и узнайте мнение юнкоров «Школы правды» и психолога Алексея Хандохина.
Также эксперт советует посмотреть, какие комментарии оставляют пользователи под постами популярных людей, лидеров общественных мнений, и объяснить ребенку, что он тоже может справиться с травлей.
«Родителям главное дать понять ребенку, что он не одинок, что у него есть люди, которым он может довериться, что его любят при любом раскладе», — добавил руководитель направления по детской онлайн-безопасности.
По мнению психологов, кибербуллинг может привести к серьезным последствиям: от снижения самооценки и успеваемости до стресса, бессонницы и депрессии.
Если речь идет об угрозах жизни и здоровью, стоит обращаться в правоохранительные органы – для этого нужно сохранить скриншоты переписки.
Фишинг и скам
Традиционные онлайн-угрозы — это фишинг и скам, когда злоумышленники пытаются завладеть идентификационными данными пользователей — паролями или номерами банковских карт. В случае скама мошенники убеждают перечислить деньги или совершить небольшой платеж, используя методы так называемой социальной инженерии.
«Ребенку нужно объяснить что просто так никто не напишет прямым текстом: «Я хочу украсть твои данные, назови мне пароль от твоего аккаунта в соцсети». Всегда используются методы социальной инженерии. Они подразумевают, что вы будете совершать действия, которые не хотите делать», — пояснил Андрей Сиденко.
Советы по цифровой безопасности
Прежде чем отдать смартфон ребенку, родителям необходимо настроить устройство: установить родительский контроль, фильтр звонков, детский режим в приложениях и браузерах. Кроме того, эксперт рекомендует установить правила использования гаджетов в семье. При этом родители сами должны их соблюдать.
«Говорите с детьми про информационную безопасность, общайтесь в семейных чатах, показывайте своим примером, что такое этическое общение в социальных сетях и мессенджерах, — советует Андрей Сиденко. — Расскажите, что нужно здороваться, какие эмодзи уместно использовать и почему нельзя добавлять в друзья незнакомых людей».
Научить детей безопасность в интернете — задача родителей, учителей и общества. Поэтому взрослым, в первую очередь, надо знать, с какими угрозами можно столкнуться в Сети и как с ними бороться, чтобы не стать жертвами кибермошенников.
По данным «Лаборатории Касперский» за период с января по апрель 2024 года, наиболее популярными мобильными приложениями у детей в Нижегородской области стали YouTube*, Telegram и игра Roblox.
Что касается сайтов, нижегородские юные пользователи чаще всего интересовались категорией «Программное обеспечение, аудио, видео» (37%). 35% детей и подростков посещали сайты интернет-магазинов. На третьем месте (11% пользователей) — ресурсы с компьютерными играми и площадки для онлайн-общения: социальные сети и мессенджеры. 4% интересовались новостными сайтами.
*РКН: сайт нарушает законодательство РФ