Эксперты рассказали, что будет с туристической отраслью в 2023 году
Газета "Нижегородская правда" №11 от 27.02.2023
Подписка на газетуТуристическая сфера остаётся одной из самых пострадавших из-за ситуации в мире. Сначала по ней ударила пандемия, а потом накалившаяся геополитическая обстановка. По данным Всемирной туристической организации, международный туризм в 2022 году оказался на 37% ниже допандемийного 2019 года. Однако в целом путешествовать россияне меньше не стали. В этом году в российской туристической отрасли большие надежды связаны с возвращением массового китайского туризма. И, конечно, делают ставку на внутренние маршруты.
Вышли из тени
В минувшем году туристический бизнес, не успевший в полной мере оправиться после двух ковидных лет, столкнулся с новыми вызовами. По подсчётам Ассоциации туроператоров России (АТОР), турпоток в Европу в 2022 году по сравнению с доковидным временем упал на 94%. Количество поездок в страны постсоветского пространства выросли, но в основном это не туризм. Так, в те же Казахстан и Таджикистан уезжали, как известно, вовсе не в отпуск.
Лидером по количеству туристических поездок, подсчитали в АТОР, в 2022 году с большим отрывом стала Турция. Далее в списке туристических предпочтений следуют ОАЭ, Абхазия, Египет, Таиланд. На шестой строчке расположились Мальдивы, которые ворвались в разряд массовых в 2021 году и, несмотря ни на что, остались массовыми в 2022‑м, просев всего лишь на 8%. И произошло это не из-за снижения спроса, а из-за сложностей в авиасообщении, которые возникли весной из-за санкций. Туристический поток из России на Сейшелы в 2022 году остался почти на уровне прошлогоднего рекорда.
То есть за границу, очевидно, летать не перестали, но поскольку далеко не все направления остались доступными, российский турист стал чаще выбирать родной морской берег.
По оценке аналитической службы АТОР, по итогам 2022 года три четверти проданных туров и размещения в России пришлось на пять регионов: Краснодарский край, Санкт-Петербург, Кавминводы, Москву и Подмосковье. В топ‑10 также вошли Крым, Калининградская область, Карелия, речные круизы, регионы Урала и Сибири. На 28% вырос речной круизный турпоток в 2022 году.
Причём, как отмечают аналитики, поездки стали чаще организованными, а не самостоятельными. Как итог – доля туроператоров, которые работают на внутреннем туристическом рынке, в 2022 году выросла с 23% до 30%.
«Авиаперевозок было недостаточно, особенно в первом полугодии, цены выросли, время в полёте тоже. Но, несмотря на это, общее количество стран, в которые отправлялись на отдых наши клиенты, превысило показатели двух прошлых лет», – сказал гендиректор TEZ Tour (Россия) Воскан Арзуманов.
Прогнозный план
Делать долгосрочные прогнозы по любому поводу в сложившихся условиях – дело неблагодарное.
Как отметил вице-президент АТОР Артур Мурадян, в 2023 году турбизнес ждёт увеличения программ в страны Юго-Восточной Азии и возвращение Латинской Америки.
«Самая большая проблема сейчас – боязнь планировать надолго, так как нет чёткого понимания, сколько антироссийская повестка будет преобладать в умах иностранных политиков», – отметил он.
В феврале стало известно, что Китай и Россия возобновили соглашение о безвизовых групповых туристических поездках. Артур Мурадян считает, что российские туристы могут стать лидерами потока на курорты Китая к осенне-зимнему сезону при условии полного восстановления
авиаперевозок между РФ и КНР.
«Китайские туристы могут сыграть ключевую роль в восстановлении въездного туризма в России. До ковида китайские туристы были на первом месте и по посещаемости, и по тратам в нашей стране. После открытия Китая мы увидим отложенный спрос на Россию – в первую очередь на культурно-познавательные поездки, в Москву и Санкт-Петербург, а также на экологические направления регионов Дальнего Востока и Севера. При этом быстро вернуться к доковидным показателям не получится. На это может уйти минимум три года. За это время нужно завершить обеление этого сегмента рынка, чтобы деньги от посещения китайскими туристами России оставались в стране. Также необходимо увеличивать количество платёжеспособных китайских туристов, чтобы увеличивался средний чек и, соответственно, росли доходы российского бизнеса», – написала, в свою очередь, в своём телеграм-канале член экспертного совета при Правительстве РФ Зарина Догузова.
Ожидается, что в фаворитах у российских туристов останется Турция. Причём идёт поиск новых маршрутов.
Например, туроператор ANEX Tour предлагает туристам альтернативный маршрут в Анталью через Казахстан. В ассортименте туроператора появились также гарантированные блоки мест на рейсах в Стамбул.
Продолжит развитие внутренний туризм, хотя сами представители отрасли пеняют на недостаток соответствующей инфраструктуры на российских курортах.
Выбирают нижегородское
Одним из популярных направлений для туристов на внутреннем рынке в этом году должны остаться Нижний Новгород и Нижегородская область. Об этом говорит интерес, который проявили туристы к нашему региону в 2022 году.
«В прошлом году в Нижнем гостей было в два раза больше, чем в год 800‑летия», – отметила организатор экскурсий в Нижегородской области Анна Вингурт.
Стимулировать интерес к столице Приволжья в этом году будет статус молодёжной столицы.
На развитие туризма в этом году Нижегородская область получит более 640 млн рублей.
«Нижегородская область стабильно входит в число наиболее популярных туристических направлений, – отметил губернатор Глеб Никитин. – При этом мы понимаем, что туристы не просто должны побывать у нас, очень важно, чтобы они захотели вернуться. А для этого нужны постоянные улучшения, движение вперёд. Хорошие возможности в плане развития отрасли предоставляет национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства».
Большую часть средств, около 350 млн рублей, направят на внедрение туристского кода в Нижнем Новгороде и Городце. Речь идёт об обновлении туристской навигации, вывесок и рекламных конструкций, планируется сделать подсветку зданий и оборудовать смотровые площадки, а также сделать туристические зоны более доступными для людей с ограниченными возможностями здоровья.