H
H e
S L n s
с
Почему цены на такси выросли, а качество услуги – нет: разбираемся вместе с экспертами

Эксперты объяснили, почему популярность такси пошла на спад

Эксперты объяснили, почему популярность такси пошла на спад

Фото: Александр Воложанин

Работа водителей такси вызывает нарекания

Фотобанк
Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

Популярность такси пошла на спад. За последние пару лет стоимость поездок, по разным оценкам, выросла на 25 – 60%. Россияне стали выбирать альтернативные способы передвижения, а сам рынок такси испытывает кризис. Почему так произошло и что с этим делать – разбираемся вместе с экспертами.

Недешёвое удовольствие

Времена, когда поездка в такси обходилась в 150 – 200 рублей, безвозвратно ушли.

«Туда, куда я раньше могла доехать за 400 – 500 рублей, сегодня приходится добираться за 1000, – рассказала нижегородка Татьяна Баранова. – Последний пример: доехать из центра Сормова по детскому тарифу в парк «Швейцария» в воскресенье – 800 рублей. И это ещё повезло. Утром ценник был 1300 рублей. То есть поездка в «Швейцарию» или аквапарк по соседству – не для жителей Сормовского района? Потому что без пересадки не доберёшься, а такси туда-обратно – очень дорого».

Ценник вырос, а качество услуг осталось на том же уровне.

«Водители грубят, врубают кнопку «подъезжает» задолго до того, как это фактически происходит, и приходится платить за ожидание, – сетует нижегородец Кирилл Прахов. – И в принципе нет никакой гарантии, что это такси до тебя доедет. Можно прождать машину 15 минут, но желающих тебя довести может так и не найтись. А частенько заказ отменяют сами водители, потому что дёшево!»

В прошлом году стоимость поездки на такси в РФ побила исторический рекорд. По данным Росстата, она составила 32,53 рубля за 1 километр. Однако оказалось, что это не предел, и цены продолжили расти. В мае, по данным Росстата, средняя стоимость поездки на такси составила уже 41,56 рубля за километр, что на 30% больше, чем в мае 2023-го.

Оценки аналитического ресурса «Чек Индекс» скромнее. Там подсчитали, что в апреле-мае 2024 года средний чек в такси в целом по России составил 498 рублей, что на 9% выше уровня прошлого года.

По данным ВЦИОМ, совсем не пользуются такси только 8% россиян.

Не везёт

Как показал июньский опрос ВЦИОМ, такси входит в тройку самых популярных видов городского транспорта после наземного общественного транспорта и личного автомобиля.

Чем больше населённый пункт, тем чаще россияне выбирают такси. В целом семь из 10 опрошенных россиян используют такси несколько раз в полгода и чаще. Каждый десятый передвигается на такси раз в неделю и чаще. Ещё почти треть россиян ездит на такси несколько раз в месяц.

И всё-таки, по данным некоторых исследований, 33% жителей страны стали реже пользоваться этими услугами. Среди причин отказа: «долго ждать и может не приехать», «грязно, неприятно в салоне автомобиля», «отсутствие детского кресла».

Но главная, из-за чего люди выбирают альтернативные виды транспорта, – высокая стоимость поездки на такси.

«Легковое такси – важная часть транспортной системы Российской Федерации, – отметил руководитель Центра компетенций Международного Евразийского форума такси (МЕФТ) Станислав Швагерус. – Социально-экономическую роль легкового такси трудно переоценить – это и форма занятости населения (согласно исследованию, в отрасли заняты 3% граждан России, а это примерно 4,5 млн человек), и часть национальной культуры, и способ социализации. Людям нравится этот вид транспорта, при этом среди негативных эмоций называются только повышение стоимости услуг такси и отсутствие улучшения сервиса. Вместе с тем опрос ВЦИОМ показал, что действующие подходы в государственном регулировании легкового такси не отвечают современным вызовам и требованиям: стоимость поездки растёт в отличие от качества услуг».

Рыночные отношения

Причины подорожания самые разные. К примеру, стоимость автомобилей выросла, а значит, приобрести их и окупить стало сложнее. Расходы перевозчиков на ремонт и обслуживание машин, а также расходы на топливо и страхование тоже выросли.

«На величину среднего чека влияют выросшие траты на обслуживание, лизинг автомобилей, расходы самих водителей и издержки таксопарков, а также алгоритмы балансирования спроса/предложения, приводящие к ценовой волатильности в приложениях агрегаторов такси», – пояснили в «Чек Индекс».

Кроме того, произошёл отток водителей с рынка. По некоторым оценкам, он составил около 30%. На водителей давит действие нового закона о такси, введённого в 2023 году, который предъявляет высокие требования к выходу на рынок.

Так, к примеру, службы такси должны открывать региональные представительства, если ежесуточно в регионе выполняют заказы от 4000 машин. Это дополнительные затраты.

Самозанятым заходить на рынок дорого, потому что нужно страховать ответственность по тарифу такси, что в разы дороже стандартных тарифов. Также они должны проходить перед и после смены медосмотры, оформлять путевые листы.

С рынка ушли и многие мелкие операторы. Поэтому неудивительно, что безусловным лидером среди предложений, предоставляющих услуги вызова такси, по данным опроса ВЦИОМ, является «Яндекс.Такси».

В результате, если раньше услуги такси были продуктом массового повседневного спроса, то сегодня россияне ищут альтернативные способы добраться из точки А в точку Б.

Некоторые пересаживаются на личные автомобили, другие начинают активнее пользоваться общественным транспортом, третьи – осваивают каршеринг, когда машину можно взять в аренду на несколько часов. Средняя стоимость поездки в этом случае гораздо ниже, чем на такси, – 23 рубля за километр.

Как выяснили аналитики Yota, в 2023 году россияне потратили на каршеринговые сервисы на 43% больше минут, чем годом ранее. Почти на треть выросла средняя длительность их использования.

«Участники рынка такси отмечают существенные проблемы, связанные с завышенными, устаревшими и несоответствующими экономическим реалиям государственными требованиями, – отметил Станислав Швагерус. – Это ставит перед государством вопрос об изменении подхода к отрасли и, возможно, о пересмотре существующей роли, месте и способах государственного регулирования легкового такси».

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Нижегородцы подали 14 тысяч заявок на запись детей в первый класс на госуслугах :: Детская и спортивная площадки появятся в сквере имени Николая Жаркова :: Ход благоустройства проверили в Сормовском районе :: Нижегородцы превращают хобби в бизнес благодаря нацпроекту :: Гости юбилейного фестиваля «Золотая хохлома» смогут добраться до площадки мероприятия на электричках :: Четверо врачей трудоустроились в Кулебакскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Нижегородские мастера могут подать заявку на участие в ярмарке «Арт.Молодость» на фестивале «Таврида.АРТ» в Крыму :: Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::