Эксперты объяснили, почему жестокость в прямом эфире входит в моду
Газета "Новое дело" №6 от 15.02.24
Подписка на газетуНижегородские соцсети облетела запись прямого эфира, в котором жительница области прямо на камеру потягивает пиво и кроет матом своего 13-летнего сына. Этот треш-стрим – видео, в которых авторы шокируют публику своим поведением или жестокостью, – набрал немало просмотров и комментариев, а сама женщина собрала круглую сумму от подписчиков. Надо признать, что в последнее время подобные треш-стримы уверенно вошли в моду. И ради шокирующего контента их авторы на что только не отваживаются – напиваются и ругаюстся матом, устраивают мелкие хулиганства и масштабные драки. Почему треш-стримеры пользуются популярностью? И что привлекает публику в жёстком контенте?
Хлеба и зрелищ
Недавно нижегородские соцсети облетело видео треш-стримеши. На записи 35-летняя особа пьёт пиво и матерится на своего 13-летнего сына.
Это не первая подобная запись доморощенной блогерши. Уже несколько месяцев она ведёт подобные стримы, в которых не выпускает бутылку из рук и нецензурно орёт на сына.
Тот периодически огрызается: «Тебе сказали помолчать, значит, помолчи и не ори на меня!»
У мамы это вызывает лишь дополнительныцй поток брани.
«Я тебя обзывала и буду обзывать!» – орёт она в ответ и обещает «дать леща».
За всё это время на треш-стримершу подписались более 28 тысяч человек. Некоторые комментарии даже поддерживают её отношение к ребёнку, считая это обычной воспитательной строгостью.
«Правильно воспитывает! – пишет в комментариях к видео один из фанатов. – Ещё б ремня всыпать. Нас так растили и ничего, нормальными выросли».
Правда, у большинства пользователей подобные методы воспитания вызвали возмущение.
«Надеюсь, органы опеки ею заинтересуются и узнают, режиссёр она или так себе мать. А зрители, которые это донатят, совсем чести и совести не имеют», – уверена одна из комментаторов.
«Это чудовище, а не мать. Как жаль, что таких много!» – вторит её другая.
Некоторые, правда, заподозрили, что все перебранки матери и сына – лишь инсценировка, чтобы повысить популярность треш-стрима.
Понятие «треш-стрим» пришло в нашу жизнь лет 10 назад. Это прямой эфир, в котором блогер на камеру совершает шокирующие и жестокие вещи. Зрители оставляют под видео свои комментарии, подают идеи дальнейших эфиров и присылают деньги (донаты), чтобы увидеть в прямом эфире то, что они хотят.
Одним из первых треш-стримеров был начинающий блогер Кириил Зырьянов. Его видео, посвящённые компьютерным играм, не получили популярности у зрителей. Но во время одного из прямых эфиров ему случайно выбили зубы. И этот сюжет набрал большое количество просмотров. Парень быстро смекнул, что вот она, золотая жила соцсетей, и начал снимать дикие выходки на камеру. Однажды он позвал домой парикмахершу и на камеру измывался над ней. Причём издевательства придумывал вместе со зрителями. После этого к блогеру пришёл муж пострадавшей и избил его, но и это стало популярным прямым эфиром.
В декабре 2020 года блогер Станислав Решетняков во время прямого эфира избил свою девушку Валентину и выставил полуголую ночью на мороз. Она скончалась от кровоизлияния в мозг, а стример получил шесть лет колонии строгого режима. Другой треш-блогер под псевдонимом Rteshka приглашал домой людей и там спаивал их на камеру. В результате его друг погиб, выпив слишком много, а на блогера завели уголовное дело по статье «Причинение смерти по неосторожности».
В Нижегородской области треш-стримерство тоже набирает обороты. Так, один из треш- блогеров чуть не зажарил на раскалённой сковордке шиншиллу. Подростки периодически устраивают жестокие драки на камеру. А недавно в сети появилось сразу несколько роликов, в которых подростки в торговом центре запрыгивают на столы и вырикивают гадости про полицейских, пристают к посетителям и угрозами вымогают деньги.
Кто виноват?
Психологи и социологи признают, что треш-стримы могут иметь те же корни, что и цирк уродов в XVIII веке, средневековые казни и сжигание ведьм или гладиаторские бои в Древнем Риме. Людей издавна интересовали запретные и опасные темы.
«В общем-то людей интересует разного рода жесть, это как иллюзия снятия психологического напряжения, связанного с накопившейся агрессией, – рассказала психолог Наталья Надеждина. – На самом деле, конечно, это не снимает напряжение, но в моменте кажется, что снимает. Это происходит неосознанно. Эволюционно людей всегда привлекает всё жестокое, грубое – просто потому, что это опасно. Первобытных людей красивый цветочек привлекал меньше, чем злобный тигр. Это эволюционный механизм, он неконтролируем, поэтому – да, всегда наш взгляд будут притягивать жесть и треш».
И съёмка жестоких прямых эфиров, и их просмотр являются попыткой избавиться от накопившейся злости.
«В людях очень много сдержанной агрессии, которую они либо не умеют, либо не хотят выпустить, – рассказала психолог. – Это может быть агрессия по отношению к члену семьи, например, к ребёнку, ведь дети маленькие и на них открыто злиться нельзя. Или к начальнику – ему нельзя высказать всё, что думаешь, иначе уволят или премии лишат. Или агрессия на каких-то чиновников, которым напрямую свою злость на протёкшую крышу не выскажешь. Это подавленная штука, и она ищет выхода. Когда люди смотрят такие видео, они немножко присоединяются, как будто бы в этот момент сами делают это и выпускают свою агрессию, свою накопившуюся злость на кого-то другого».
Причём такие блогеры не являются идиотами, они понимают, что их действия незаконны и приносят вред другим людям.
«Треш-стримеры с помощью прямых эфиров как бы легально творят плохие вещи, – объяснила психолог. – То есть я не просто хулиганствую и бью людей, я снимаю видео, я блогер, я всё для людей делаю. Они оправдывают свою агрессию. Они знают, что поступают плохо, но для них это способ совершать жестокие действия со смыслом».
В результате, считают социологи, коммерциализировавшийся интернет стал точкой реализации своих комплексов.
«Все внимательно следят, насколько та или иная тема, насколько тот или иной контент востребован, – объясняет нижегородский социолог Александр Прудник. – Сейчас те, кто хочет себя проявить именно через интернет, внимательно следят за тем, что в первую очередь смотрят, что выведет их в топ, принесёт им наибольшее число подписчиков».
Треш-стримеры за несколько месяцев могут набрать около 30 тысяч подписчиков. Отправлять им деньги готовы многие, лишь бы увидеть лично придуманную жестокость в прямом эфире.
«Это проблема и тех, кто размещает такие видео, но ещё это беда и общества, которое такой контент потребляет, – уверен социолог. – Спрос на этот контент задаёт само общество, а затем уже активисты в соцсетях просто-напросто отвечают на этот запрос».
Что делать?
Искоренить треш-стримеров раз и навсегда крайне сложно.
«С этим бороться практически невозможно по одной причине – это запрос со стороны потребителей, – объяснил Александр Прудник. – Они будут искать подобный контент в другом месте, в других странах и у других людей. Поэтому в данном случае со всеми этими отклоняющимися, негативными проявлениями в духовной сфере борьба должна вестись именно этим же оружием».
В первую очередь, уверен эксперт, необходимо просвещение и культурное развитие, формирование здоровой системы ценностей. Нужно сделать так, чтобы человеку было стыдно признаваться, что он это смотрит.
Ну и, конечно, треш-стримеров нужно ограничивать с помощью закона. На днях председатель Заксобрания Нижегородской области Евгений Люлин предложил запретить треш-стримы на федеральном уровне. Сейчас законопроект находится на рассмотрении в Госдуме.
«К сожалению, подобное явление приобретает массовый характер, что вызывает опасение за сохранение нравственных норм и ценностей, а также психологического здоровья детей, – считает председатель комитета по социальным вопросам Заксобрания региона Наталья Смотракова.
Если закон действительно будет принят, то жестокие видео будут запрещены, соцсети обяжут контролировать шок-контент, а авторам треш-стримов бцдет грозить штраф до 600 тысяч рублей.
Прямые же эфиры убийств, побоев, истязаний, похищений человека и остальных предусмотренных Уголовным кодексом преступлений будут считаться отягчающим обстоятельством.
Сейчас полиция организовала проверку в отношении нижегородки, ругавшейся матом на сына в прямом эфире. На подростков, которые устраивали дебош в торговом центре «Небо», завели протокол за «Мелкое хулиганство», а их родителям грозит наказание за «неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних».
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, что в Курганской области сняли на видео драку школьниц.