Эксперты прогнозируют резкий рост цен на автомобили в России
Газета "Новое дело" №30 от 03.08.23
Подписка на газетуНеприятный сюрприз ждёт миллионы автомобилистов по всей стране, в том числе и нижегородцев. С 1 августа выросли ставки утилизационного сбора для машин, которые ввозятся в Россию. Эксперты прогнозируют, что это может напрямую отразиться на ценах и уже совсем скоро стоимость машин резко вырастет.
Ставки сделаны
С 1 августа по решению российского Минпромторга повысился размер утилизационного сбора. Это своеобразный налог, который производители и импортёры платят за каждое произведённое или ввезённое в нашу страну транспортное средство – будь то легковушки, грузовики или автобусы. Сбор позволяет ограничить приток иномарок из-за рубежа и, соответственно, поддержать отечественного производителя.
Теперь платить за машины придётся больше. Так, размер сбора для легковушек будет зависеть от объёма двигателя и возраста и вырастет в два-четыре раза, на грузовики – примерно вдвое. На модели лёгкого коммерческого транспорта (микроавтобусы) – в 2,5 – 3,4 раза, на автобусы – в 2 – 5 раз, на электробусы – почти в 9.
В итоге тариф для физлиц, ввозящих автомобиль с объёмом двигателя до 3 литров, составит от 3 тысяч рублей. Для машин из премиум-сегмента или грузовых он может достигать и полумиллиона.
«Повышение ставок коснётся как новых, так и подержанных автомобилей, которые ввозятся юридическими лицами, однако не затронет физических лиц, импортирующих автомобили с объёмом двигателя до 3 литров для личного пользования», – сообщили в Минпромторге.
Палки в колёса
Автоэксперты прогнозируют, что это приведёт к росту стоимости машин. Всё будет зависеть от конкретной модели, но в среднем – на 100 – 200 тысяч рублей (или 10 процентов).
«Дело в том, что дилеры могут поднять стоимость продаваемых ими машин не на величину роста утилизационного сбора, а гораздо больше, – объясняет нам кандидат экономических наук, известный российский эксперт Леонид Хазанов. – Всё для того, чтобы компенсировать сокращение доходов от возможного спада продаж из-за изменения цен. Проще говоря, они могут захотеть выиграть в деньгах при снижении сбыта машин».
Например, если утилизационный сбор на конкретную марку автомобиля вырастет на 200 тысяч рублей, то его цена в реальности может вырасти на 300 – 400 тысяч рублей.
«Сильнее всего от повышения утилизационного сбора может пострадать сегмент премиальных машин, предпочитаемых людьми с большим уровнем дохода либо любящих статусность (для них его величина может измениться с 700 тыс. рублей до 1,6 млн рублей), менее – сегмент бюджетных автомобилей» – прогнозирует экономист.
Индексация ставок не коснётся машин, которые полностью собираются в России. Именно российские производители – «АвтоВАЗ»и «КамАЗ» – были авторами инициативы об увеличении утильсбора. Компании объясняли такое требование невозможностью конкурировать с китайскими производителями, занимающими из-за санкций всё большую долю рынка, а собранные средства просили направить на поддержку российской промышленности.
«Однако ничто не мешает им при желании изменить прайс-листы в сторону роста, – предполагает Леонид Хазанов. – Тем не менее будем надеяться, что они не станут этого делать, ведь утилизационный сбор в определённой мере выполняет функцию их защиты от продукции иностранных конкурентов».
Вице-президент и исполнительный директор ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Вячеслав Жигалов считает, что повышение налога взвинтит цены как на иномарки, так и на отечественные автомобили.
«Хотя власти компенсируют автопроизводителям уплату утилизационного сбора в обмен на локализацию производства, субсидия не покрывает сумму сбора полностью», – отмечает он.
Впрочем, эксперты успокаивают: из-за нововведений импорт никуда не исчезнет. Хотя доминировать в нём будут китайские марки. Их доля в нашей стране в сравнении с привычными японцами и немцами может достигнуть 80 – 90 процентов.
Пока самым популярным автомобилем в нашей стране остаётся отечественная Lada Granta. А вот второе и третье места уже несколько месяцев подряд занимают китайские бренды – Haval Jolion и Chery Tiggo 7 Pro Max.
Ранее на сайте pravda-nn.ru сообщалось, что в Нижегородской области резко вырос спрос на китайские автомобили.