Эксперты рассказали о трансформации роли учителя
Газета "Нижегородская правда" №64 от 29.10.25
Подписка на газету
Отношения учителей и учеников должны строиться на взаимном уважении
Роль учителя в современном российском обществе переживает болезненную трансформацию. Школьное образование – больше не про воспитание, а про оказание услуги. Отсюда и потребительское отношение к педагогам со всеми неприятными вытекающими последствиями в виде неуважения как со стороны родителей, так и со стороны школьников.
Почему так произошло и что нужно сделать, чтобы это изменить? И нужно ли возвращать в школу задачу воспитывать?
Дают базу
Интернет заполнен видеороликами, на которых школьники демонстрируют тотальное неуважение к своим школьным учителям. Одни родители с пеной у рта защищают своих сыночек-корзиночек и доченек, другие не без горечи подтверждают: педагогический авторитет утерян.
«Дочь-восьмиклассница собирается в школу, сменку не берёт, на мой вопрос – почему? – отвечает: «А никто сменку не носит, – призналась знакомая, дочь которой учится в одной из школ Сормовского района. – Сменку не носят, в туалетах «парят» (курят вейпы, – прим. авт.), красятся как на дискотеку. Учителя руками разводят, мол, в школу не пустить не имеют права, школьники внаглую заявляют, что они не курят, а «парят», а это нигде не запрещено. То есть я, условно, в своей семье могу повлиять на своего ребёнка, но он приходит в школу, где полная анархия, и ведёт себя как стадо в условиях педагогической беспомощности».
Недавний опрос ВЦИОМ показал, что основная роль учителя – это оказание образовательной услуги. Так считают 73% опрошенных россиян. О воспитательной роли учителя сказали только 13% опрошенных. Ещё 14% затруднились ответить.
«В начале XXI века в массовом сознании закрепилась упрощённая модель школьного образования: «дать базу», подготовить к экзаменам – и этим миссия учителя исчерпывается, – отметил председатель научного совета аналитического центра ВЦИОМ Степан Львов. – Опрос показывает, что большинство взрослых по-прежнему продолжает так думать – им это кажется «прагматичным», тогда как воспитание нередко воспринимается как неблагородная и неблагодарная работа. Воздействие на личностное развитие ребёнка объявляли покушением на «автономию», а воспитание приравнивали к нравоучительству. В результате вторую половину школьной миссии тихо переложили на семью».
Утратили статус
Как же получилось, что воспитательная функция учителя вместе с авторитетом была утрачена?
«Современное школьное образование возникло во второй половине XIX века. Это было продиктовано общественной потребностью, в первую очередь государство чувствовало потребность в большом количестве образованных людей, – сказал социолог Александр Прудник. – Потребность эта проявлялась не только в создании физической возможности для обучения, но в формировании особой группы людей, которые должны были обучать, – преподавателей. Их статус был очень высок. И этот высокий статус позволял им соответствующим образом выстраивать отношения с учениками. Ученики видели в своих учителях и наставников, и представителей государства высокого ранга».
Эта система, говорит эксперт, была унаследована и в XX веке. Школы были центрами, где происходило не только обучение, но и формирование того типа гражданина, который требовался для государства.
«А затем ситуация начала меняться. Образование стало всеобщим, и эксклюзив образования как такового ушёл, – говорит Александр Прудник. – Появилась возможность получать информацию, в том числе образовательную, помимо школ. Это и раньше было, но это была привилегия аристократов. Сегодня это доступно практически всем. У государства тоже изменились приоритеты. Потребность в высококвалифицированных кадрах осталась, но потребителями этих кадров является не государство, а корпорации. И образование из государственного института всё в большей степени переводится в сферу услуг. Услуга относится к сфере, которая обслуживает потребность. На первом месте – потребитель, то есть семья с ребёнком. И общество защищает права потребителя. В результате теперь базовая центральная основа образования – это не запрос со стороны общества и государства, а запрос, грубо говоря, ребёнка».
Запрос на воспитание
Нужно ли что-то менять? Само общество говорит: нужно. Тот же опрос ВЦИОМ показал, что запрос на воспитание со стороны школы выше всего среди поколения цифры, то есть рождённых после 2001 года. Большинству из них только предстоит завести детей и отвести их в школы.
«Именно «поколение цифры» первым почувствовало диссонанс. Среди вчерашних школьников вдвое чаще, чем среди старших, звучит ожидание: учитель – про воспитание, – сказал Степан Львов. – Их ещё не большинство, но тренд уже прорисовывается: появляется запрос на моральный каркас образования – на то, что не измеришь тестом и не выучишь по шпаргалке».
Но как переломить трансформацию роли учителя? Менять, считают эксперты, нужно не учителей, а роль самого образования.
«Необходимо изменить сам статус образования и превратить его из того, что является удовлетворением потребностей в источник социального статуса, – считает Александр Прудник. – Образование должно давать члену общества колоссальный рывок, обладать абсолютным приоритетом по сравнению со всеми другими возможностями для построения карьеры. Тогда к получению образования будут стремиться, а носители этого образования – преподаватели, будут рассматриваться как податели абсолютного блага, без которого ты не сможешь войти в элитные слои общества».
Но пока произойдёт перелом в общественном сознании, нужны и другие меры. В Нижегородской области создаётся специальная комиссия, призванная оберегать профессиональную репутацию и достоинство педагогов. Этот коллегиальный орган должен помочь в разрешении конфликтов между работниками дошкольных и школьных учреждений и другими участниками образовательного процесса, включая учеников, их родителей и сами образовательные организации.
Аналогичный совет создаёт Министерство просвещения России. Остаётся надеяться, что права учителей будут защищены также надёжно, как права тех, кого они учат.