Эксперты спрогнозировали восстановление российского авторынка
Газета "Нижегородская правда (понедельник)" №42 от 18.07.2022
Подписка на газетуПродажи легковых автомобилей резко сократились в Нижегородской области. Авторынок переживает непростые времена не только в нашем регионе, но и по всей стране. Эксперты говорят, что ситуация временная, и прогнозируют скорое восстановление автомобильного рынка, на котором немецкие авто заменят китайские.
Не везёт
В первом полугодии в Нижегородской области было продано 8,3 тысячи новых легковых автомобилей. И это на 56% меньше, чем год назад. Тогда нижегородцы приобрели 18,9 тысячи машин. Об этом сообщили эксперты аналитического агентства «Автостат» совместно с сервисом «Электронный паспорт».
В рейтинге регионов по продажам новых легковых авто по итогам первого полугодия Нижегородская область заняла 11‑е место. В целом по стране за шесть месяцев 2022-го было продано на 55,6% меньше автомобилей, чем годом ранее.
Сократились и объёмы автокредитования. Как сообщается в исследовании Национального бюро кредитных историй, с января по май 2022 года в Нижегородской области было выдано автокредитов на 6,1 млрд рублей. За аналогичный период прошлого года – на 44,3% больше. И такая ситуация характерна для всей страны.
«В целом нынешняя ситуация с выдачей автокредитов напоминает «карантинную» весну 2020 года. При этом по сравнению с «пандемийным» 2020 годом объёмы выдачи кредитов на покупку автомобилей в текущем году даже выше. Однако в сравнении с прошлым годом падение выдачи в этом сегменте весьма существенно и объясняется не только ростом рыночных ставок в марте-апреле, но и общим дефицитом новых автомобилей, – отметил директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. – При этом стоит отметить, что поддержку сегменту автокредитов оказывает активно развивающееся в последнее время кредитование на рынке подержанных автомобилей. Однако в целом банки придерживаются консервативного подхода при кредитовании граждан и выдают автокредиты тем из них, значение персонального кредитного рейтинга которых находится на высоком уровне. При этом, несмотря на активное снижение Банком России ключевой ставки, ведущее к удешевлению кредитов, ситуация в розничном кредитовании всё ещё остаётся неустойчивой и зависимой от экономической ситуации в стране и мире».
По машинам
По данным комитета автопроизводителей АЕБ, в мае 2022 года продажи автомобилей в России рухнули сразу на 83,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Было продано всего 24 268 новых машин. Это даже меньше мая 2020-го, когда многие автосалоны были закрыты из-за ограничительных мер, но всё равно было продано 67 813 машин.
Основная причина падения продаж – нехватка машин у дилеров. Ведь в конце февраля – начале марта большинство автокомпаний приостановили поставки автомобилей в Россию и заморозили производство на российских заводах. Ко всему прочему ценники на автомашины были переписаны и стали менее доступны для покупателей.
Больше всего пострадали премиальные марки авто. Так, автомобилей марки «Лексус» было продано в июне всего 25, «Вольво» – 19, а «Порше» – 26.
На ежегодной конвенции ассоциации «Российские автодилеры», которая состоялась в апреле, глава комитета автопроизводителей Алексей Калицев спрогнозировал падение отечественного авторынка до 50%.
Правда, снижение продаж сегодня наблюдается не только в России, но и по всему миру – и в Европе, и в США.
На этом фоне немало аналитиков смотрит на российский авторынок с оптимизмом. Ожидается, что он может начать восстанавливаться уже в следующем году, а к 2024-му даже превысить показатели докризисного 2021-го.
«Автомобильный рынок в России сегодня переживает структурную перестройку по всем направлениям: производство, импорт, сервис, финансовые услуги, но пока не было массового ухода игроков. Пока остановлены только поставки, игроки рынка думают, и окончательного решения не принято», – отметила директор автомобильной практики компании «Технологии доверия» Виктория Синичкина.
Официально российский рынок покинули Renault и General Motors. Остальные заняли выжидательную позицию. В любом случае европейские и американские бренды, считают эксперты, заменят автопроизводители из Китая, Индии и Пакистана.
Так, например, китайская Chery запускает в России новый бренд Omoda. Линейка будет включать в себя три модели: два кроссовера и седан. Они будут поэтапно представлены на рынке до лета 2023 года.
«Для марки будет создана индивидуальная дилерская сеть на конкурсной основе, включающая на первом этапе 100 партнёров. В планах компании – заключить дилерские соглашения до конца лета этого года», – отметили в Chery.
Согласно опросу «Открытие авто», около 70% автовладельцев в России хотели бы приобрести новый автомобиль до конца этого года, несмотря на рост цен и дефицит. Так что если будет предложение, покупатели не заставят себя ждать.