Европа закрылась от Белоруссии: разбираемся в причинах авиационного скандала
Газета "Новое дело" №20 от 27.05.2021
Подписка на газету«Боинг» ирландского лоукостера Ryanair 23 мая вылетел из Афин с 20-минутным опозданием. Когда до Вильнюса оставалось чуть более 75 километров, самолёт внезапно развернулся и в сопровождении белорусского военного истребителя МиГ-29 помчался в Минск. Почему это произошло – до сих пор остаётся загадкой.
По версии белорусской стороны, им поступило сообщение о минировании борта. Позже уточнили, что палестинская группировка ХАМАС «угрожала взорвать самолёт над Вильнюсом». Агентство «БелТА» со ссылкой на Telegram-канал «Пул Первого» сообщило, что президент Белоруссии Александр Лукашенко лично дал команду принять в Минске самолёт. В небо для сопровождения авиалайнера был поднят истребитель МиГ-29 белорусских ВВС. При этом белорусская сторона уверяет, что пилот Ryanair сам принял решение о посадке в Минске и никакого давления со стороны диспетчеров не было.
В свою очередь, генеральный директор авиакомпании Ryanair Майкл О‘Лири назвал инцидент с посадкой самолёта «государственным пиратством».
Официальное заявление перевозчика выглядело более сдержанно: «Экипаж рейса был уведомлен белорусским управлением воздушного движения о потенциальной угрозе безопасности на борту и был проинструктирован перенаправить борт в ближайший аэропорт – Минск».
При этом радиопереговоры пилотов и диспетчеров трактуются по-разному. В белорусских СМИ диспетчер спрашивает, чья рекомендация садиться в Минске – авиакомпании, аэропортов вылета или прилёта? На что пилоты отвечают: «Это наша рекомендация». А, например, в сюжете канадского канала CBC News в этом же эпизоде роли распределены с точностью до наоборот: фразу «Это наша рекомендация» будто бы говорит диспетчер.
Как бы то ни было, около 14.00 самолёт вместо Вильнюса сел в Минске. А дальше началось самое интересное. По словам очевидцев, ещё когда «Боинг» разворачивался в воздухе, один из пассажиров отчаянно запаниковал. Парень заявил бортпроводникам, что он беженец из Белоруссии и что там, на родине, ему грозит смертная казнь. Оказалось, этим рейсом летит молодой, но уже весьма известный белорусский оппозиционный деятель Роман Протасевич. 26-летнего журналиста считают одной из ключевых фигур белорусского протеста против действующего президента Александра Лукашенко. Именно он был главным редактором оппозиционного телеграм-канала Nexta с суммарным охватом аудитории в 8 миллионов человек. В 2019 году он покинул Белоруссию и попросил политического убежища в Польше, а оттуда потом перебрался в Вильнюс.
Вскоре после экстренного приземления в Минске Протасевич был арестован. Его обвиняют в организации массовых беспорядков и групповых действий, сопряжённых с неповиновением законным требованиям представителей власти, а также в возбуждении социальной вражды и розни. Всё это вместе тянет на 15 лет тюрьмы.
Многие политологи уверены, что именно Роман Протасевич был главной целью воздушного манёвра в небе Белоруссии. И несмотря на то, что Лукашенко в результате навлёк на себя гнев Запада, для него в первую очередь был важен внутренний резонанс – показать противникам свою силу и то, что возмездие «батьки» рано или поздно настигнет каждого.
Тем более что дать правовую оценку этому инциденту будет очень сложно. Согласно международной конвенции, любое государство имеет право применять необходимые средства для предотвращения террористической угрозы в своём воздушном пространстве. Именно этой нормой и воспользовались белорусские власти.
Кроме того, спорные инциденты с самолётами в мировой практике – далеко не редкость. Самый вопиющий из них произошёл в 2013 году, когда самолёт летевшего из Москвы домой президента Боливии Эво Моралеса вынудили сесть в Австрии – Франция, Португалия и Испания закрыли для него своё воздушное пространство. Западные спецслужбы предполагали, что на борту Моралеса находился Эдвард Сноуден. Но в итоге его там не оказалось, а западным странам пришлось извиняться за произошедшее.
В 2012 году турецкие истребители принудили приземлиться сирийский пассажирский самолёт, летевший из Москвы в Дамаск. Турецкие власти подозревали, что лайнер перевозит оружие. А в 2016 году Киев под предлогом безопасности вернул в аэропорт самолёт белорусской компании «Белавиа». С борта сняли активиста Антимайдана Армена Мартиросяна.
Тогда никаких обвинений в адрес украинских властей не звучало. Сейчас же санкции последовали незамедлительно. Белорусская авиакомпания «Белавиа» лишилась всех своих рейсов в Европу и может оказаться на грани банкротства. Кроме того, страны ЕС рекомендовали своим авиаперевозчикам не использовать воздушное пространство страны – а для Белоруссии это ещё минус 60 – 70 млн долларов транзитных платежей в год. Вместе с тем европейским авиакомпаниям придётся теперь тратить больше времени и топлива, а это значит, что подорожают билеты. Для россиян станет гораздо меньше доступных направлений – ведь через Белоруссию проходят почти все маршруты в Европу.
Что касается позиции России в целом, то в МИДе заявили, что «действия белорусских авиационных властей соответствовали международным нормам».
Возможно, за эту позицию звучат угрозы и в адрес нашей страны. В частности, глава международного комитета парламента Великобритании заявил, что Лондон готов рассмотреть введение санкций против «Северного потока‑2».
Впрочем, многие эксперты считают, что до такого вряд ли дойдёт. А вот то, что у Белоруссии теперь остаётся один главный маршрут – на сближение с Россией – похоже на правду.
Лариса Плахина.