Фотовзгляд из закулисья: раскрываем секреты театральной фотографии
Газета "Нижегородская правда" №53 от 21.07.2021
Подписка на газетуСлучалось ли вам идти по Покровке и вдруг останавливаться у афишной тумбы – разглядывать фото со спектакля? Иногда эффектный кадр создаёт куда большую рекламу, чем любая аннотация. Да и в газетной статье или интернете первое, на что обращает внимание зритель, – фотография. Удачная заманит прочитать текст, а неудачная заставит перевернуть страницу. И сегодня мы познакомим вас с нашим другом, театральным фотографом Нижегородского театра драмы Валерией Авдеевой, чьи фото сопровождают каждый наш материал об этом театре.
От ФЭДа до ИК
В далёком детстве, перебирая семейные фотоальбомы, в одном из ящиков комода Валерия обнаружила папин фотоаппарат, знаменитый ФЭД, названный в честь Феликса Эдмундовича Дзержинского. ФЭД был мечтой всех юных любителей фотографии того времени. Он и сейчас хранится у родителей Валерии, и именно с него началась её любовь к фотосъёмке.
– Папа научил меня всему: что такое выдержка и диафрагма, как правильно подбирать плёнку. С тех пор прошло много лет, я окончила коммерческий институт, но не переставала фотографировать и учиться фотографии, – рассказала Валерия.
Теорию она находила в книгах и статьях, в общении с известными фотографами из других городов и стран. Но в фотографии одной теории недостаточно. Практическую часть необходимо осваивать и оттачивать каждый день, и Валерия решила заняться этим всерьёз. Больше всего её привлекала студийная съёмка – она организовала небольшую фотостудию, где оттачивала свои навыки по работе со светом и моделями, работая совместно с модельным агентством. И успех пришёл. Более того, Валерия стала победителем японского фотоконкурса по инфракрасной (ИК) фотографии. Это необычная техника фотосъёмки, где фото получают с помощью специального фильтра, который пропускает инфракрасный свет, но при этом блокирует видимую часть спектра. Снимки получаются очень эффектными, меняющими представление о классической фотографии. Поскольку вода поглощает инфракрасное излучение, то на ИК-фото она тёмного цвета; трава и листья максимально отражают ИК-излучение – значит, на фото они будут светлыми. Такой кадр – очень кропотливый труд, но результат стоит того. Сюрреалистические картинки, снятые в этой технике, настолько необычны, что равнодушным остаться просто невозможно.
Театральная дружба
Не раз фотография сводила Валерию с артистами Нижегородского театра драмы. Они выкладывали созданные ею портреты в Сеть и собирали восторженные отзывы поклонников. Театральная дружба крепла, и когда с фотографом театра Георгием Ахадовым случилось несчастье, Валерию попросили помочь в студийной фотосъёмке для премьерного спектакля. Конечно же, она согласилась. Кадр с этой фотосессии украсил программку, но о постоянной работе в театре тогда и речи не шло. Оставшись без фотографа, театр отсмотрел сотни претендентов и их работы, в итоге же выбрал те фото, что были сняты Валерией. Так она получила предложение стать штатным фотографом театра драмы, и для неё началась новая, сложная, но в то же время очень интересная и непредсказуемая жизнь. Жизнь театрального фотографа.
– Я влюблена в театр, эта любовь – истинная, настоящая. Когда такую обретаешь, то даже не понимаешь, как раньше-то и жил все эти годы. Жить без театра в период самоизоляции – это, наверное, и стало самым сложным для меня, – призналась Валерия. – Театральная фотография – особый жанр. Один из самых сложных в техническом и творческом плане видов фотографии. Красивые декорации, великолепная игра актёров – кажется, всё просто: нажал на кнопку, и картинка готова. Но нет! Даже если спектакль видел несколько раз и предполагаешь, что произойдёт в определённый момент, этот момент может и не настать! Каждый спектакль неповторим, и для того чтобы получить тот самый кадр, иногда приходится затаиться и ждать, прежде чем нажать на кнопку спуска затвора. А порой можно стать свидетелем чего-то, что бывает однажды и больше не повторится!
Человек-невидимка
Валерия раскрыла нам секреты театральной фотографии. Один из них в том, что театральный фотограф должен быть невидимым, чтобы ни в коем случае не отвлекать от творческого процесса артиста и режиссёра спектакля. Плюс нужно постоянно помнить о звукоизоляции камеры: звук затвора, прозвучавший в полной тишине на весь зал во время особо напряжённой сцены, может помешать зрителям в полной мере насладиться спектаклем. Поэтому для съёмки она использует специальный звукопоглощающий кофр для камеры. Зато при студийной съёмке актёры – лучшие модели в мире!
– Для меня самое главное – это желание человека фотографироваться, то есть работать на камеру. Конечно, с актёрами в этом смысле легче, так как они профессионалы, которые привыкли и умеют быть разными, показывать или скрывать эмоции, играть и перевоплощаться, а главное – умеют работать, много и самоотверженно выкладываясь для достижения результата. Но и с обычными семейными, студийными и свадебными съёмками я получаю немало удовольствия, ведь за каждой съёмкой – своя история. Жизнь реальных людей, многих из которых я снимаю уже много лет, став их семейным фотографом, – говорит Валерия.
Ещё один плюс работы в театре для фотографа – возможность запечатлеть самых известных актёров современности, которые часто приезжают в театр драмы на гастроли. Так в архиве Валерии появились великолепные кадры Сергея Гармаша, Игоря Скляра, Николая Цискаридзе, многих других кино- и театральных звёзд. Впрочем, далеко не все они благосклонны к фотографам. Гармаш был очень придирчив и многим коллегам Валерии даже запретил себя снимать. А Никита Михалков попросил снимать его только сверху, и Валерии пришлось срочно искать табуреточку, чтобы угодить звезде и сделать кадр так, как он просит!
Точка отсчёта
Один, второй, третий спектакль… Очень быстро Валерия освоилась в театре и приноровилась к необычным условиям съёмок. А ведь для эффектного кадра в театре приходится искать самые неожиданные точки съёмки, от колосников и ложи осветителя до дебрей закулисья. Иногда режиссёр снова и снова репетирует одну и ту же сцену, и фотограф, как охотник на дичь, часами выслеживает тот самый, неповторимый и удивительный, кадр, который в итоге будет представлять спектакль в книгах, буклетах, на сайтах и в группах социальных сетей.
Сегодня фотографии Валерии Авдеевой сопровождают каждую премьеру, их высоко оценило сообщество профессиональных театральных фотографов страны, которые объединились на страницах соцсети «Фейсбук» и выкладывают уникальные кадры разных лет. Всё чаще там можно встретить снимки из театра драмы, сделанные Валерией.
– Да, меня там встретили хорошо, тепло. Часто публикуют мои работы в группе театральной фотографии, – призналась фотограф, мечтая о грядущей премьере.