На «Горький Fest» нижегородцы узнают неизвестные истории самого известного советского комедиографа
Газета "Нижегородская правда" №39 от 05.07.23
Подписка на газетуУже в эту пятницу будет дан старт фестивалю «Горький Fest». В этом году он посвящён жанру комедии и 100-летию самого известного советского комедиографа – режиссёра Леонида Гайдая. В течение недели зрители смогут увидеть лучшие комедии молодых кинематографистов, самые громкие комедии последнего десятилетия и почти все фильмы Гайдая. Некоторые из них нижегородцы, возможно, посмотрят впервые и заново откроют для себя великого режиссёра.
Неочевидный Гайдай
Организаторы фестиваля разделили фильмы великого режиссёра на две внеконкурсных программы. В раздел «Очевидный Гайдай» объединили комедии, которые каждому знакомы с детства: «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию» – эти и многие другие фильмы великого комедиографа били рекорды по количеству просмотров. Фразы их главных героев разлетелись на цитаты и стали своеобразным культурным кодом для нескольких поколений зрителей.
А в раздел «Неочевидный Гайдай» собраны фильмы, которые по разным причинам знают далеко не все. Но для биографии режиссёра они оказались знаковыми.
Первые шаги молодого Гайдая в кино были непростыми – его фильмы проваливались в прокате, а начальство считало их идеологически вредными. Он несколько раз порывался всё бросить и брал затяжные отпуска, но в итоге всегда возвращался с новыми идеями.
Свой путь в большом кино Гайдай, окончивший ВГИК, начал с драмы «Долгий путь» (1956), в основу которой легли написанные в ссылке сибирские рассказы Владимира Короленко – «Ат-Даван» и «Чудная». Ему помогал более опытный напарник Валентин Невзоров. Сюжет фильма был совсем не комедийным, но когда «Долгий путь» вышел на экраны, знаменитый кинематографист Михаил Ромм разглядел в молодом Гайдае комедийный талант и посоветовал ему дальше работать именно в этом направлении. Так началась история великого комедиографа.
«Жених с того света» (1958)
К съёмкам первой своей комедии Гайдай приступил с лёгкой руки всё того же Михаила Ромма, руководившего в то время мастерской на «Мосфильме».
Фильм с Георгием Вициным и Ростиславом Пляттом в главных ролях задумывался как сатира на бюрократию и крючкотворство. Но это не устроило министра культуры СССР Николая Михайлова: Гайдая заставили вырезать большинство эпизодов, в результате чего полнометражная лента превратилась в короткометражку, а мастерскую Ромма закрыли.
В прокате фильм почти никто не увидел – было сделано всего 20 копий. У молодого режиссёра от переживаний открылась язва, и он уехал лечиться в санаторий. А перед отъездом заявил, что больше никогда не возьмётся за комедию. Но взялся.
«Трижды воскресший» (1960)
Этот самый нелюбимый свой фильм Леонид Гайдай снял, чтобы загладить перед чиновниками «вину» за предыдущую картину. Такой ход ему предложил режиссёр Иван Пырьев, возглавлявший в то время «Мосфильм». Было решено экранизировать пьесу Александра Галича «Пароход зовут «Орлёнок».
Роли в фильме исполнили звёзды – Алла Ларионова, Всеволод Санаев, Надежда Румянцева и Николай Рыбников. В этом же фильме Гайдай впервые снял свою жену – Нину Гребешкову. Картина с наигранным пафосом в прокате провалилась.
Расстроенный режиссёр взял отпуск и уехал к родителям – в село Глазково под Иркутском, где на чердаке обнаружил стихотворный фельетон поэта-юмориста Степана Олейника «Пёс Барбос» и решил снять по нему комедийную короткометражку, которая прославила Гайдая и начала новый этап в его фильмографии.
«Деловые люди» (1962)
В начале 60‑х Гайдай попробовал себя в неожиданном жанре истерна (он же – красный вестерн). За основу он взял рассказы О. Генри «Дороги, которые мы выбираем», «Родственные души» и «Вождь краснокожих». Первая новелла получилась трагической, остальные две – комедийными.
В картине сыграли двое из знаменитой гайдаевской «троицы» – Юрий Никулин и Георгий Вицин. Съёмки проходили на Крымском полуострове, который впоследствии стал «местом силы» Гайдая – там были сняты самые популярные его ленты.
«Инкогнито из Петербурга» (1977)
Для многих почитателей Леонида Гайдая эта экранизация гоголевского «Ревизора» – верх мастерства режиссёра. Он собрал звёздный состав исполнителей – от Сергея Мигицко в роли Хлестакова до Анатолия Папанова, потрясающе сыгравшего городничего. Также в фильме заняты Нонна Мордюкова, Леонид Куравлёв, Олег Анофриев, Сергей Филиппов, Александр Ширвиндт и другие.
Режиссёр пообещал худсовету, что не собирается давать классике современную трактовку. Но на премьере комедия привела киноначальство в ярость – слишком яркими были параллели с днём сегодняшним. Гайдая заставили убрать спорные эпизоды, а председатель Госкино лично попросил вырезать знаменитые гоголевские слова: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Копий картины было сделано мало, в прокате её посмотрело всего 4 миллиона зрителей, и только в последние годы она снова вышла на телеэкраны и получила зрительские любовь и признание.
…Все эти фильмы вошли в фестивальную программу. Показы бесплатные, но на них необходима регистрация – на сайте gorkyfest.ru.
«12 стульев», или Гайдай по-нижегородски
Свой кинослед великий режиссёр оставил и в Нижегородской области – здесь он снимал один из эпизодов комедии «12 стульев».
Именно наш город помог режиссёру определиться с тем, кто сыграет Остапа Бендера. В числе претендентов были Андрей Миронов, Владимир Высоцкий, Спартак Мишулин, Никита Михалков, Валентин Гафт и многие другие. В итоге Леонид Иович выбрал Александра Белявского. Съёмки стартовали в марте 1970-го, но вскоре режиссёр понял, что у Белявского слишком доброе и улыбчивое лицо. Пришлось искать замену.
Тогда Леонид Иович вспомнил, что он присутствовал на спектакле «Золотой телёнок» в городе Горьком, где все роли исполнил Арчил Гомиашвили. Актёра пригласили на кинопробы, после чего его кандидатуру утвердил художественный совет. Съёмки с Гомиашвили продолжились в апреле, а в конце июня съёмочная группа отправилась в путешествие по Волге на теплоходе «Чичерин», который на время съёмок стал «Скрябиным».
На судне сняли эпизод с рисованием плаката и кражей одного из стульев. Тут-то в кадр и попала Нижегородская, тогда Горьковская, область. В селе Работки сняли шахматный турнир и сцену преследования концессионеров васюкинскими шахматистами-любителями. Узнать место, где Остап и Киса любуются рекой, можно и сегодня. Правда, лестницу немного перестроили.
Запечатлел Гайдай и село Бармино в Лысковском округе, которое Ильф и Петров посещали в 1920‑х годах и описали в романе. Режиссёр увековечил уникальный Троицкий храм, основанный ещё в 1693 году и погибший в 1977‑м от пожара. И теперь увидеть эти исторические кадры можно будет на большом экране.