Грозит ли нижегородцам повышение тарифов на ЖКХ из-за санкций?
Газета "Нижегородская правда" №32 от 01.06.2022
Подписка на газетуВ прошлом году Фонд капитального ремонта отремонтировал в Нижегородской области 1117 домов. В итоге в порядок привели сотни кровель, фасадов, систем инженерных коммуникаций, заменили около 500 лифтов. Общая стоимость ремонта составила 4,3 млрд рублей.
Как подчеркнул директор регионального Фонда капительного ремонта Дмитрий Гнатюк, видя результат работы, нижегородцы стали больше доверять фонду: собираемость взносов за капремонт увеличилась с 76,7% в 2015 году до 95,4% в 2021‑м.
Одновременно ведётся работа с недобросовестными подрядчиками. За последние пять лет по инициативе фонда в реестр недобросовестных подрядчиков включены 17 организаций, сорвавших работы по капитальному ремонту в многоквартирных домах, в том числе четыре попали в реестр в 2021 году.
Между тем жителей волнует, как будет работать Фонд капитального ремонта в нынешних условиях, могут ли отразиться санкции на сроках и видах работ, не грозит ли нам повышение тарифов. На эти и другие вопросы читателей и региональных журналистов, в том числе «Нижегородской правды», ответили на прямой линии «Российской газеты» исполнительный директор НП «ЖКХ-Контроль» Сергей Сохранов и его заместитель Андрей Костянов.
Тарифы – по плану
Коммунальный помощник
Не можете добиться ремонта в доме, внезапно отключают воду или свет, с контейнерной площадки не вывозят мусор — расскажем, как заставить коммунальщиков работать.
– В этом году плановое повышение тарифов на коммунальные услуги составит 4%. Хватит ли этих денег отрасли или ожидать большего повышения? А может быть, наоборот, лучше заморозить тарифы, чтобы не было кризиса неплатежей?
– От идеи заморозить рост тарифов на ЖКУ правительство давно отказалось. При инфляции, подорожании энергоносителей, стройматериалов цены не могут стоять на месте. Если мы замораживаем тарифы, мы снижаем отчисления на аварийное обслуживание, возможность модернизации оборудования.
Ожидать дополнительного роста тарифов исходя из того, что говорят в правительстве, не стоит. Хватит ли 4%? Тоже нет. Изначально тарифы были ниже экономически обоснованных.
При этом 4% – это среднее изменение тарифов на коммунальные услуги. Одна может повыситься на 2%, а другая на 6%. И в среднем будет 4%. Это даёт возможность, увеличивая один тариф чуть больше, направлять дополнительные средства на модернизацию коммунальной инфраструктуры, дозакупку оборудования.
Импорту найдётся замена
– Как будет работать федеральная программа по замене лифтов? Вырастут ли лимиты средств, учитывая, что лифты подорожали, и какие ещё проблемы могут возникнуть?
– В лифтах значительное число комплектующих – импортные. Импортозамещение здесь возможно, но должна перенастроиться система поставок.
Пока подрядчики не выходят на конкурсы, потому что не могут гарантировать цены на период больше, чем одна-две недели. Сказать, по какой цене будут поставляться двигатели к лифтам в августе, пока не может никто. Поэтому есть опасение, что когда подойдёт время установки оборудования, подрядчики, выигравшие тендер, не смогут закупить оборудование у поставщиков.
Есть и вторая проблема, которая связана с ремонтом лифтов. Средняя стоимость лифта – два миллиона рублей. Сейчас как раз подходит время замены лифтов в домах массовых серий – 1970 – 1980‑х годов. И единовременно нужно найти в Фонде капремонта достаточно внушительную сумму. В прошлом году использовался инструмент факторинга, фонды капремонта расплачивались за лифты в течение трёх-пяти лет. Сейчас этот инструмент недоступен из-за высокой ключевой ставки.
– Какова доля зарубежных материалов, используемых при капитальном ремонте многоквартирных домов?
– С комплектующими, сухими смесями, стеновыми панелями проблем нет. Либо есть уже своё, либо есть белорусские или китайские аналоги. Китайцы активно интересуются нашим рынком строительных работ. По крайней мере исправление ситуации на лифтовом рынке связывают с успешностью переговоров с китайцами.
Ещё один проблемный момент – насосное оборудование. Например, для рециркуляции теплоносителя в многоквартирном доме. Почему-то исторически сложилось, что в России есть огромные насосы, которые используются на производстве. И бытовые, какой-нибудь «Малыш», чем поливаем на огороде. Насосное оборудование средней мощности для внутридомовых сетей при капремонте в основном использовалось европейское – немецкое или датское. Сейчас рынок будет переориентироваться на отечественные аналоги.
Больше всего пострадает энергоэффективный капремонт: очень много погодозависимой автоматики европейского производства. Европейские производители проводили мощную кампанию по вытеснению российских производителей с нашего рынка. Поэтому в каком-то смысле нынешняя ситуация на руку нашим производителям.
Тепло может быть экономным
– Обязательная установка счётчиков тепла в квартирах не планируется. Есть ли возможность установить счётчики в квартире, если в доме вертикальная система разводки отопления?
– Есть определение Верховного суда о том, что даже если у вас вертикальная разводка без индивидуального подвода к вашей квартире, то вы всё равно можете перейти на оплату по счётчикам.
Но во что обойдётся этот переход? Нужно создать проект, согласовать его, установить прибор на каждый радиатор. К тому же к этому обязательно прибавится дополнительный расчёт за отопление на общедомовые нужды. Если вы всё это сложите, то окажется, что рассчитываться индивидуально экономически невыгодно. В индивидуальном жилом доме это всегда дешевле. В многоэтажных домах, скорее всего, окажется экономически необоснованным.
– Жители хрущёвок платят за тепло больше, чем собственники квартир в новостройках, потому что дома старые. Планируется ли введение каких-то льгот на оплату тепла для таких домов?
– Введение льгот для отдельных категорий домов не планируется. Однако существуют госсубсидии на работы по проведению капремонта с увеличением энергоэффективности. Собственники определяют, какие виды работ нужно провести, на какой процент может увеличиться энергоэффективность дома, сколько стоят эти работы, и подают заявку через органы местного самоуправления и региональные власти в Фонд ЖКХ. Потратить всё равно придётся свои деньги на эти работы, но потом они могли быть компенсированы частично или полностью, если была повышена энергоэффективность.
Программа действовала с 2017 года. Сейчас выделенные на программу лимиты закончились, но если ориентироваться на заявления, которые делают и руководство фонда, и правительство, программа должна быть продолжена.