Гусли мои, гусли: житель Воротынского района создаёт уникальные инструменты
Газета "Нижегородская правда" №41 от 09.06.2021
Подписка на газетуВесёлые и печальные, задорные и проникновенные, но всегда истинно русские мелодии, исполняемые на гуслях, особенно гармонично звучат в деревенском доме или на природе. Переливы этого народного музыкального инструмента можно услышать в посёлке Калиновец Воротынского района, в котором живёт самобытный мастер Андрей Борко-Бруяка. На сделанных им гуслях уже играют его соседи.
Музыкальное дерево
36‑летний Андрей по специальности юрист, готовил себя к госслужбе. Судьба городского жителя с Украины круто изменилась, когда он женился на девушке из Нижегородской области и поселился с ней в посёлке Калиновец. Последние восемь лет Андрей занимается плотничеством и столярным мастерством – строит деревянные дома, кроет крыши, делает лестницы, мебель.
– Раньше работами по дереву никогда не занимался, специально этому не учился, сам себе объяснить не могу, как втянулся в эту профессию, – признаётся Андрей. – Люди стали обращаться с просьбой помочь, постепенно обзавёлся инструментом, всему учился в процессе работы.
Одна из соседок Андрея мечтала о гуслях. В посёлок пригласили мастера из Москвы, организовали мастер-классы для всех желающих.
Материал для гуслей, столетнюю сухую ель, специально привезли из соседней Чувашии: это дерево считается одним из самых музыкальных.
– Вырезаю гусли по старинке из цельного массива, – рассказывает Андрей. – В технологии изготовления этого инструмента множество нюансов. Нужно уметь предвидеть, как поведёт себя дерево при выполнении тех или иных работ. Например, дерево впитывает влагу, потом сужается, растрескивается. Для защиты я покрываю внутреннюю поверхность гуслей банным лаком, который минимально препятствует распространению звука по деревянному корпусу инструмента. А сверху – специальным лаком с более сильными водоотталкивающими свойствами.
В форме сердца
Все гусли Андрея отличаются по размеру, форме и оформлению. У всех разное звучание. По словам Андрея, оно зависит от множества параметров: от размера внутренней полости, толщины дек (задней и верхней стенок), диаметра звукового отверстия, от длины и сечения струн.
– Самое сложное – подобрать струны нужного сечения, – говорит Андрей. – Чем длиннее струна и чем более она натянута, тем выше звук. Выстроить гармоничный нотный ряд нужно при приблизительно одинаковом натяжении струн. Использую гитарные струны без обмотки. А вот струны для пианино не подходят: они дают слишком сильное натяжение, игра на них может повредить корпус.
Есть и другие нюансы. Так, длина струн и расстояние между ними зависят от формы гуслей. Например, если гусли шлемовидные, то есть имеют полукруглую форму шлема, то струны идут параллельно. А если крыловидные, в форме крыла, то в узком месте они ставятся близко друг к другу, а в широком расстояние между ними больше. Этим можно дополнительно отрегулировать звук.
– Пока набираюсь опыта, многое делаю интуитивно, по наитию, – признаётся мастер. – Стараюсь сделать все свои гусли звонкими, мелодичными, гармоничными.
Кстати, разукрашивает сделанные Андреем инструменты его жена Елена, тоже творческий человек – она увлекается рисованием.
Для слияния с природой
Самые большие гусли, треугольной формы, Андрей сделал для многодетной семьи, в которой шестеро детей. Говорит, у них три октавы по семь струн, и каждая звучит по-разному – это как трое гуслей в одних. Есть гусли в виде сердца. Своей шестилетней племяннице Василисе он подарил гусли в виде крыла с рисунком корабля с алыми парусами. Мечтает, чтобы она научилась играть профессионально.
Себе Андрей тоже гусли сделал.
– Они, когда надо – успокаивают, когда надо – бодрят, – считает он. – Дают возможность наслаждаться миром красивых звуков. Можно настроение контролировать, свой внутренний мир выражать. Когда смотришь на деревья, на траву, на облака и перебираешь струны, происходит какое-то слияние с природой…