Как Чебурашка стал национальным героем
Газета "Нижегородская правда" №4 от 25.01.23
Подписка на газетуНовый Чебурашка бьёт рекорды: в прокате, в продажах, в популярности у россиян всех возрастов. В кинотеатры на фильм про ушастого пушистого зверя ходят толпами, игрушечных Чебурашек скупают в магазинах. Он даже примерил военную форму и появился на нашивках. В чём же секрет его феноменального успеха?
Ну кино!
Утренние сеансы в кино, да ещё и в будни, многие любят за то, что там всегда мало зрителей. Но в минувшую среду в кинотеатре «Сормовский» было не протолкнуться. В кинозале, где показывали «Чебурашку», практически полный аншлаг. В основном — пенсионеры, но много детей, есть и молодые парни, пришедшие большой компанией и расположившиеся на самом последнем ряду.
«Чебурашка!» — восторженно крикнул мальчик лет четырёх, сидевший по правую руку от меня, когда на экране появился мохнатый компьютерный зверёк с большими ушами.
Зрители то взрывались от смеха, то всхлипывали, утирая слёзы. Из зала выходили с улыбками.
«В праздники дочь ходила с внуками на этот фильм, и в таком они были восторге, что даже я собралась в кино! А я там последний раз была лет 20 назад, — рассказала пенсионерка Валентина Григорьевна. — Осталась под большим впечатлением. Очень доброе кино, душевное. Я, признаться, не раз прослезилась».
«Чебурашка» Дмитрия Дьяченко в рекордные сроки стал самым кассовым фильмом в истории отечественного кинопроката. Ранее самым кассовым российским фильмом был «Холоп» Клима Шипенко, но «Чебурашка» обогнал «Холопа» уже на десятый день выхода на большой экран. А немногим позже кино об ушастом добром звере побило рекорд по сборам первой части «Аватара» Джеймса Кэмерона, который носил титул самого кассового аж с 2009 года.
Кинокритик «Российской газеты» Сусанна Альперина выделила несколько причин успеха «Чебурашки» в прокате. Среди них: отсутствие конкуренции, отличная актёрская игра, хорошие шутки. Кроме того, «Чебурашка» послужил хорошей альтернативой отпуску.
Действие картины разворачивается в тёплой стране и сказочном вневременье. Это лёгкая семейная комедия, за просмотром которой каждый может отдохнуть и расслабиться. Наконец, главный персонаж хорошо знаком благодаря советскому мультфильму и было очень любопытно посмотреть, как выглядит Чебурашка в соответствии с требованиями нового времени.
«Каждый член семьи найдёт в «Чебурашке» что-то свое. В фильме снимаются дети, подросткам будет близка тема искусственного интеллекта, которым наделён Чебурашка, — отмечает Сусанна Альперина. — Герои Яковлевой и Гармаша — бабушка и дедушка — испытывают проблемы , с которыми сталкиваются любые пенсионеры. Женщинам при просмотре будет приятно посмотреть на модные костюмы. А мужчинам — задуматься о подвигах, которые нужно совершить, чтобы спасти свою семью в трудную минуту».
Но успех «Чебурашки» оказался не только кинематографическим. Он неожиданно (или ожидаемо?) превратился в настоящего национального героя. Почему?
Каждому свой
Настоящий ажиотаж начался в магазинах: спрос на игрушечного сказочного зверька вырос в разы.
Лицензия на производство мягких Чебурашек принадлежит компании, которая выпускает игрушки под брендом «Мульти-Пульти». Однако с выходом нового фильма оригинальные игрушки быстро раскупили. В «Детском мире» было продано почти 1,5 тысячи различных товаров с символикой Чебурашки с 1 по 12 января.
Желающим побаловать своих детей модной игрушкой недобросовестные поставщики стали предлагать контрафакт через маркетплейсы по бешеным ценам — от 1,5 до 4,5 тысяч рублей за 20-сантиметрового плюшевого зверя. Вот только на картинке одно, а получают покупатели совсем другое. В Союзмультфильме заявили, что производители массово пытаются приобрести лицензию на использование бренда.
Растёт спрос и на другую продукцию с изображением Чебурашки — посуду, канцелярские товары, пазлы, книги. Так, продажи книг об этом персонаже на Ozon, к примеру, выросли в последние недели в полтора раза.
Заполонили игрушки-Чебурашки и сайты бесплатных объявлений. Продают игрушки родом из СССР и новоделы. Например, в одном из объявлений из Московской области предлагается купить Чебурашку за 100 тысяч рублей. Вязаного крючком Чебурашку в Нижнем Новгороде можно приобрести за 1300 рублей.
А ведь ещё совсем недавно кумиром российских детей был заграничный Хагги Вагги с акульей улыбкой. Но если персонаж компьютерной игры был не всегда понятен взрослым, то Чебурашку любят вне зависимости от возраста.
Боевые чебурашки
Помимо раздела с игрушками Чебурашка неожиданно появился и на нашивках. Кроме самого зверька (иногда в военной форме) нашивки украшают надписи: «Вежливый Чебуратор», «Спецподразделение боевые чебурашки», «Зачебурашим». Телеграм-каналы сообщают, что такие нашивки уже используют наши военные в зоне специальной военной операции.
Тем временем на Украине Чебурашка уже провозглашен антигероем. Так, в школах Киева появились плакаты, на которых зверька называют «оккупантом». Всем, кому нравится Чебурашка, предлагается ехать в Россию.
У нас же милый зверек, придуманный Эдуардом Успенским в 1966 году, как будто переживает новый звёздный час. Мультфильм Романа Качанова, вышедший в 1969 году, давно стал классикой. Но далеко не всех современных детей может увлечь советский мультфильм. Просто потому, что технологии создания картинки шагнули далеко вперёд. А в фильме про Чебурашку сошлись и вневременные представления о добре, дружбе, порядочности и современные технологии.
«Та активизация интереса, которая происходит сейчас, имеет несколько причин. Во-первых, это ностальгия взрослых по своему детству и их желание разделить с ребенком свои радостные воспоминания. Во-вторых, приятный совместный досуг и сопереживание героя фильма. В‑третьих, стремление передать подрастающему поколению общечеловеческие ценности на примере не только сказки, но и вполне реальных ситуаций, — отметила психолог Анна Митрофанова. — Наиболее важна сама возможность объединения людей разных поколений. Это укрепляет эмоциональные отношения и дает определенный положительный ресурс для продуктивной, максимально полноценной жизни даже в непростые исторические периоды».