Как окончить школу, не заходя в неё: выясняем плюсы и минусы семейного обучения
Газета "Новое дело" №34 от 01.09.2022
Подписка на газетуНаступило 1 сентября, но далеко не все школьники сели за парты. Многие остались учиться дома на семейном обучении. Такой способ образования набирает популярность – родители всё чаще решают учить своих детей сами, в домашних условиях, а не в школьных стенах. Можно ли научить ребёнка дома? Стоит ли лишать его общения с одноклассниками и шалостей на переменках? И к чему должны быть готовы родители, решившиеся отказаться от услуг школы? Об этом «Новому делу» рассказала Юлия Харитонова, мама троих детей, которая практикует семейное образование уже 9 лет и консультирует других родителей в этой сфере.
Гранит науки
– По какой причине большинство родителей решает отказаться от услуг школы и выбирает образование на дому?
– Это бывает по-разному. Кто-то хочет дать хорошее дополнительное образование, какой-то ребёнок по состоянию здоровья не тянет, у кого-то какие-то незначительные отклонения в нервной системе. Но фактически всех родителей объединяет одно – они хотят сохранить психическое здоровье ребёнка. Именно семейное образование это реализует.
– В чём ключевые различия между семейным обучением и учёбой в общеобразовательной школе?
– Когда семья только первый год выбирает семейное образование, обучение в доме очень похоже на школьное обучение, но с той лишь разницей, что ребёнку там не задают домашнее задание. Школьная программа разбирается в рамках урока.
В старших классах каждый день в обязательном порядке изучают русский, математику и иностранный язык. Плюс дополнительные предметы: литература, география или история – и каждые три месяца они друг друга сменяют. Кроме математики, русского и английского есть два-три предмета, которые идут параллельно.
Со старшей дочкой мы шли по школьной программе пятый класс, шестой и так далее. А с сыном уже по-другому. Например, увлёкся ребёнок историей Древнего мира, и мы решили задержаться на этом. Может, он с историей России лишь ознакомился, а мифы выучил. Так же про литературу – мы можем на одном произведении задержаться и изучать его со всех сторон, но совсем не с тех, что изучаются в школе, или вообще взять другие. Это большая свобода с точки зрения освоения программы. Если ребёнок не увлечён физикой, то её можно проходить только на уровне «где это встречается в быту», чтобы понималась суть явлений. Отличие от школы – можно выбрать учебник, по которому удобнее учиться.
Иногда дети не знают, что написано в учебнике, потому что сначала мы обсуждаем, как это выглядит в реальной жизни, а потом ребёнок, если хочет, читает это в параграфе. В основном семейное образование отличается адаптированностью под ребят – ботанику удобнее изучать летом, чтобы наблюдать за растением. В этом смысле семейное образование более гибкое.
– На ваш взгляд, какой из этих двух вариантов эффективнее в освоении школьного материала?
– Семейное образование даёт больше возможностей в изучении материала. Но может оказаться, что в школе есть учитель, который увлечёт каким-то предметом, а родитель не может этим предметом увлечь. У моей знакомой ребёнок остаётся в школе в 10‑м классе ради учителя истории, который пробудил интерес к этому предмету.
Если ребёнок увлечён и если у родителя есть интерес, то, безусловно, семейное образование эффективнее.
Другой аспект – умение рассуждать и спорить. Если дети на семейном образовании могут ещё провести какие-то аналогии или найти различия в описании женщин в стихах Некрасова и Пушкина, то школьные дети не могут, даже те, кто учатся в гуманитарной гимназии. Школьная программа – это ознакомление с одной из общепринятых точек зрения. Даже академическая наука признаёт разные точки зрения. И дети на семейном образовании знают об этом, а дети, обучающиеся в школе, знают одну точку зрения и думают, что существует только она. В школе есть вбивание того, что то, что мы изучаем, – абсолютная истина. Мне кажется, это минус школы по сравнению с семейным образованием.
Семейные ценности
– По тому, как вы всё описали, семейное обучение в первую очередь увеличивает нагрузку и на родителей. Получается, они учатся вместе с ребёнком?
– Семейное образование бесспорно увеличивает нагрузку на родителей во всех отношениях. С другой стороны, оно даёт и достаточно много свобод, потому что утрачивается одно звено. В одном случае, если дать ребёнку хорошее образование, родитель участвует в процессе, и без этого, наверное, нельзя до старших классов. В семейном образовании функция, которую берёт на себя школа, перекладывается на родителей. В семейном обучении результат зависит от вклада родителей, он значимее и больше греет душу. Нагрузка бесспорно увеличивается.
– Как понять, что лучше подходит ребёнку: семейное обучение или учёба в школе?
– Тут нет готовых рецептов. Более того, я считаю, что семейное образование должно подходить семье. Не может подходить семейное образование ребёнку, если родителю оно вообще никак. Ребёнок – это не конечное звено в принятии этого решения. Ответственность за ребёнка несут взрослые. Конечное решение принимает, безусловно, родитель, и это должно быть удобно ему.
Школьные друзья
– А как быть с социализацией и общением со сверстниками, которых ребёнок, находящийся на домашнем обучении, по сути лишен?
– Семейное образование точно не мешает общению детей со сверстниками. Человек общается с тем, с кем ему интересно. У меня дети с разницей три года, они в детстве играли вместе, и к ним присоединялись ребята из разных возрастных групп. Никто не ограничивает. Если ребёнок живёт в деревне и кроме мамы, папы никого не видит и никуда не ходит, то тут проблемы социализации возможны. А если ребёнок живёт в активной среде, когда родители взаимодействуют друг с другом и с кем-то и дают ребёнку свободно взаимодействовать с его ровесниками, то тут препятствий нет.
Вопрос социализации не имеет отношения к общению со сверстниками. Социализация – это умение жить в мире, а этому можно обучиться, только глядя на взрослых. И если ребёнок находится со взрослым до периода пубертата, то у него больше возможностей увидеть, как в мире нужно жить и взаимодействовать. Иногда, если дети закрыты в пространстве взаимодействия друг с другом, где они не знают, как общаться, то могут возникнуть трудности. Общаясь с адекватными взрослыми, которые детей не ограничивают, не прячутся по углам и не запирают ребят, дети учатся взаимодействию.
Если думать, что ребёнок с родителями не социализируется, а вот среди сверстников – наоборот, то тогда самые социализированные – это дети из детских домов. Но мы же понимаем, что это не так. Получается, самые социализированные – это те, кто взаимодействует со взрослыми чаще и немного взаимодействует с ровесниками.
– Могут ли занятия в кружках заменить школьное общение?
– Нет, потому что это качественно другое общение. Если ребёнка привезли в кружок, например, за пять минут до начала занятия, то, конечно же, этого недостаточно. У ребёнка должна быть возможность пообщаться до занятий и после. Если такая возможность есть, то с этим всё в порядке, и в принципе этого будет более чем достаточно. Но это абсолютно не для всех и не для любого возраста панацея. Это зависит и от ребёнка, и как родитель помогает ему завести друзей. Вхождение в мир при поддержке родителей – вот этого никто не отменял, и мне кажется, в семейном образовании это намного важнее, чем взаимодействие со школьником.
Ранее сайт Pravda-nn.ru cообщал, что нижегородские школы приняли более 140 тысяч учащихся в новом учебном году.