Как проходит смена для взрослых в детском лагере «Орленок»
Подъем, зарядка, дежурство по столовой, море по расписанию, дискотека, отбой, вожатые, комната без розетки, туалет на улице… Многим взрослым хочется испытать на себе всю эту детско-оздоровительную лагерную романтику. Корреспонденту Нижегородской правды» это удалось. День знаний она встретила на смене для взрослых во всероссийском детском центре «Орленок» на берегу Черного моря. С чего все началось и как это было – читайте ниже.
Все начинается с мечты
Все свое детство я провела в пионерском лагере «Алые паруса» под Дзержинском. Он казался мне раем на земле, и я не мечтала ни об «Артеке», ни об «Орленке». Просто не знала, что можно о них мечтать. Просто вообще про них не знала.
А когда у меня появились свои дети, я не просто узнала про «Артек» и «Орленок». Но и отправила их туда. Они и помечтать не успели. И вот тогда, после их первых смен в этих всероссийских лагерях на море, я начала мечтать. Очень остро захотела увидеть все своими глазами, услышать, потрогать, прочувствовать. Атмосферу, традиции, быт, кашу в столовой… Все, о чем говорили и писали девчонки из лагерей, испытать на себе. А мечты имеют свойство сбываться! И вот, в сентябре выпал шанс поехать в «Орленок» на смену для взрослых.
В перерыве между сменами в «Орленке» проводился медиафестиваль, на который приглашались дети, родители и педагоги, причем необязательно все вместе. Детям – мастер-классы, взрослым – курсы повышения квалификации. Учеба на море. Почему бы и нет? А главное – шанс побывать в знаменитом с советских времен лагере, куда отправляли только лучших пионеров. Мы собрали команду из мам со всей России и подали заявку. Москва, Екатеринбург, Белгород, Сыктывкар, Дзержинск. А на месте встретили коллег из Кирова, Курска, Челябинска, Ростова… Все как у детей-орлят! Впрочем, давайте обо всем по порядку.
Дети приезжают в «Орленок» обычно поездом до Туапсе, где их встречают вожатые и на фирменных автобусах везут в лагерь. Нас, взрослых, к сожалению, не встречали, такси в помощь. Но по всем ступенькам и тоннелям туапсинского вокзала с чемоданами и рюкзаками наперевес мы прошли, как до этого проходили наши дети. Час на машине – и мы в «Орленке»!
«Отсюда начинался лагерь!»
«Орленок» удивил с первых минут. Пока на КПП у нас проверяли документы, мимо туда-сюда гурьбой ходили туристы. Оказывается, жители поселка Пляхо и гости, отдыхающие здесь, купаются на пляже Всероссийского детского центра! За 200 рублей в час. И для входа на территорию у них никто не спрашивает ни паспорт, ни ПЦР. А мы-то для попадания в лагерь сдавали кучу анализов, собирали медсправки. Более того, для туристов на территории лагеря по дороге к пляжу стоит палатка с игрушками, кафе, батут.
А как же эпидемии? А безопасность? Антитеррор? Ответ один: здесь так принято, было, есть и будет. Не нравится – не приезжайте и детей своих не привозите, свято место пусто не бывает. Забегая вперед, скажу, что такой же примерно ответ мы слышали еще несколько раз по другим поводам. Но не будем о грустном.
«Орленок» состоит из нескольких лагерей. Одни стоят на самом берегу, другие расположились выше, на холме. Первые лагеря здесь открылись в 60‑е годы прошлого века, а последние – уже в нашем веке. Начался «Орленок» с палаточного лагеря «Солнечный» на самом берегу. Сейчас на месте палаток стоят комфортные двухэтажные коттеджи для детей, а на площади установлен камень со словами: «На камне высечена дата. Запомни, друг, вот здесь орлята в строю застыли. Взвились флаги. Отсюда начинался лагерь!» Дата – 12 июля 1960 года. День основания, день рождения «Орленка». Мы стояли у камня, читали и молчали, почти плакали. Это такое место силы! Будто огонь всех пионерских сердец, всех поколений горит внутри этого камня. Дотронешься — и ощущаешь тепло миллиона детских ладошек. И попадаешь в прошлое…
Абонент не доступен
Нас поселили тоже в одном из самых первых лагерей «Орленка» — «Комсомольском». Он занимает немалую территорию: часть жилых домиков стоит у воды, а часть – на холме. Это место носит красивое название Зеленогорье.
Жилые домики в «Комсомольском» — это «бочки». Раньше это были натуральные огромные бочки, без окон, в которых стояли кровати и тумбочки. Их строили, чтобы отвезти в Алжир для проживания делегатов Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, но отправили в «Комсомольский», и они стали его символом. Год назад бочки снесли, хотели строить вместо них привычные коттеджи. Но в «Орленок» полетели письма: оставьте «бочки», верните «бочки», сохраните «бочки»… И «бочки» оставили! Только новые! С кондиционерами, французскими окнами и современной мебелью. Теперь в каждой «бочке» – 4 двухъярусные кровати, 3 дивана, 2 стола, 8 шкафов-пеналов, 4 пуфика. Вот только нет туалета, душа и розеток.
Туалеты и души – в отдельно стоящих «бочках», они пока старые, в некоторых вместо унитазов – дырки в полу. Добираться до них приходится по лестницам, деревянным, металлическим, каменным, они довольно крутые и некоторые с дырками. В общем, небезопасно, особенно ночью, ведь дети живут в «бочках» одни, без вожатых. Тем более, что в «Орленке» почему-то горят далеко не все имеющиеся фонари… Вот такую «романтику» мы получили. Ну а что жаловаться? Сами ведь хотели? Это да! Но вот детей своих отправлять в такие условия не очень хочется…
Однако это еще не все, чем нас удивил «Орленок». Розеток, повторюсь, нет. Высушить голову после душа – негде. Но если без фена еще можно обойтись, то как прожить без телефона? Оказывается, вожатые забирают у детей телефоны, относят заряжать в корпус с красивым названием «Лазурит» и выдают на час в день, чтобы позвонить маме. А бедные мамы дома (знаю по себе) ждут и требуют фотографий из лагеря… Но это такая традиция «Орленка». Вообще, в «Орленке» много традиций, и все они добрые и хорошие. Кроме этой.
И да, мы, как и дети, ходили и сдавали свои телефоны на зарядку в «Лазурит» по часам. Прожить два-три часа без связи – то еще приключение! Но мы выдержали и этот челлендж!
А ты был на «тропе разорения»?
Жизнь в лагере начинается рано. Подъем, зарядка, умывание, завтрак. «Комсомольский», в отличие от большинства лагерей «Орленка», работает только летом, поэтому столовая здесь летняя, открытая. На завтрак – каша, омлет, бутерброд и вкусный чай, на обед — ‑суп, второе и обязательно овощи, компот и очень вкусный чай, на ужин – два вторых, овощи, чай. Накрывают дежурные, убирает каждый сам, причем тарелки несут в один конец столовой, бокалы и ложки-вилки – в другой. Такая вот тоже традиция.
После завтрака – море! Оно здесь очень мелкое. Идешь-идешь, а все по колено. Детей за деньги катают на банане и катере. Из бесплатных развлечений – бакланы, которых можно кормить, если удалось стащить булку с завтрака. Вообще, и в самом лагере нет никаких качелей, турников, пенечков, беседок для самостоятельных игр. Здесь так не принято. Отрядная жизнь на 100 процентов.
На пляже, увы, нет навесов от солнца. Сам пляж песчаный, но почему-то очень много травы и колючек, которые больно впиваются в ногу. А песочек – отличный, горячий, густой.
Вечером – сбор на КП и дискотека. КП – это не контрольный пункт, это Комсомольская площадь. Вообще, в «Орленке» есть свой язык, понятный только орлятам. Теперь и мы знаем парочку секретных слов оттуда. Например, ДКиС – это дворец культуры и спорта, здесь проводят кружки, есть бассейн, магазин сувениров и хороший туалет. УИСО — утренний информационный сбор отряда. ПЧМ – полтора часа молчания, тихий час. ВЛГ – время личной гигиены. АКа – административный корпус. ДВ – дом вожатых. Тропа разорения – дорожка с киосками, где продают сладости и сувениры. Здесь есть футболки, магниты, открытки, кружки, значки, ручки, игрушки — все с логотипом «Орленка», «Я люблю «Орленок». Мы скупили полмагазина и предложили выпустить еще одну линейку сувениров – с надписью «Я хочу в «Орленок», чтобы дети могли привозить домой друзьям. Фишка сувениров – визитки «Мы познакомились в «Орленке». Жаль, нет рядом почты, чтобы сразу отправить открытку на родину.
«Комсомольский», мы вернулись!»
Нам повезло – с картой гостя мы прошли по всему «Орленку», по всем лагерям, выбрали лучший для своих детей. А вот дети обычно приезжают в «Комсомольский», «Солнечный» или «Олимпийский» и друг к другу в гости не ходят. Экскурсию по всему центру нам провели вожатые (у них, кстати, очень красивая униформа) и учитель географии Ирина из Ростова, которая приехала в «Орленок» уже второй раз (впервые была здесь 35 лет назад пионеркой-активисткой и приехала ностальгировать).
По ходу экскурсии нам рассказывали традиции и дарили легенды «Орленка». Здесь принято именно дарить легенды, а не говорить их. Легенда про орлятский круг, лестницу в небо, синего краба, море, камень, мыс влюбленных, чашу вожатских слез, самого орленка-горниста… Звучит так вдохновляющее, что мы сами чуть не придумали новую легенду – про бревно на берегу, которое слушает заветные желания и уносит их в море… Прониклись-таки лагерной романтикой.
Нас научили, когда выходим из «Комсомольского», произносить слова: «До свидания, «Комсомольский», мы к тебе еще вернемся», а при возвращении – здороваться: «Комсомольский», мы вернулись!». Показали музей истории «Орленка», где есть ландшафтный макет лагеря и посуда первых орлят. Погадали в «аптеке для души» — библиотеке лагеря, где висят картины Никаса Сафронова и стоят кресла из корней ротанга. Провели экскурсию по Дому космонавтики, который открывал космонавт Алексей Леонов. Рассказали, что когда-то в «Орленке» даже прыгали с парашютом! Сейчас этого нет, но остались космические тренажеры, театр-планетарий, яхты, которые выходят в море, ботанический сад, своя газета, ТВ. Каждую смену – масса программ! Даже на нашу пятидневную смену пришелся «Грандиозный пленэр Орленка», который собрал на закате художников, музыкантов, танцоров и «Алые паруса».
Часть огромной территории «Орленка» занята платными лагерями – для мотогонщиков, десантников. Но и та, на которой расположены сами орленковские лагеря, выглядит очень по-разному. Белоснежная набережная «Солнечного» сильно выигрывает у запустелого Зеленогорья «Комсомольского». Почему так? Старые столовые и новые столовые. Старая мебель и новая мебель. Одни дети попадают в советское прошлое, а другие – в современные условия. А ведь едут в одно место – заветный «Орленок». Едут не просто так, а по заслугам, за победы в конкурсах.
Между Ералашкой и центральной усадьбой
Вообще, в «Орленке» действительно сохранен дух Союза. Причем, не только в пресловутом «Комсомольском». Но и в комфортабельном «Солнечном» тоже. На корпусах-кораблях «Звездного» и «Стремительного» (каждый рассчитан на 400 детей!) – красивейшая советская мозаика. Школа носит имя «писателя-борца Николая Островского». На площадке перед Домом космонавтики – стелы городов-героев с землей из каждого города. Фонтаны, которые уже не фонтанируют, но стоят со времен открытия, тоже хранят дух эпохи. Нет почему-то памятника Ленину…
Удивительна топонимика «Орленка»! «Комсомольская площадь», «Стремительный», «Звездный», «Штормовой», а рядом – Зеленогорье, Центральная Усадьба, Дворянское гнездо… Еще рядом – тропа разорения, «Солнышко», «Ералашка» и даже Нанайский тупик. Происхождение последних двух объектов вполне объяснимы: в «Ералашке» снимали все серии «Ералаша» про детские лагеря, а в Нанайском тупике однажды останавливались музыканты группы «На-На». Кстати, недавно в «Орленок» приезжали «Бурановские бабушки», но в их честь пока ничего не назвали.
А вот нам повезло! Нас поселили в самую знаменитую «бочку» «Комсомольского», которую открывал сам директор «Орленка» Джеус. Ну а теперь она вдвойне знаменита – в ней были мы. Осталось табличку повесить.
А если серьезно, за эти 5 дней мы точно вернулись в беззаботное детство, и за это огромное спасибо «Орленку». Для себя я решила, что своих дочерей отправлю в «Штормовой» или «Солнечный», «Звездный» или «Стремительный». Но никак не в «Комсомольский». Пусть выигрывают конкурсы и путевки!
Ну а мы… Мы теперь будем мечтать про «Артек»!