Как русская жена сделала Сальвадора Дали мировым гением
Газета "Новое дело" №20 от 23.05.24
Подписка на газетуЗа каждым великим мужчиной стоит великая женщина. История самого одиозного художника XX века Сальвадора Дали, чей 120-летний юбилей мир отметил 11 мая, — лучшее тому подтверждение. Искусствоведы до сих пор спорят, кого в нём больше — творца, пиарщика или шоумена. Бесспорно одно – своим сумасшедшим успехом он во многом обязан жене Гале.
Виды Дали
Их многое роднило ещё до встречи. Например, оба были мастера создавать о себе легенды.
Так, если верить Дали, с самого рождения его жизнь окутана мистикой. Якобы первый раз он осознал себя… ещё в материнской утробе. При этом родители считали его реинкарнацией старшего брата, который умер в двухлетнем возрасте от менингита. Своё имя он, кстати, тоже получил в честь брата.
Родители, вновь обретя сына, позволяли ему всё. В доме отца, провинциального нотариуса, Дали «царил и повелевал». А вот сверстники его недолюбливали – капризный, высокомерный, со странностями.
Например, Сальвадор патологически боялся кузнечиков. Но садистски относился к людям – в пять лет сбросил своего товарища с моста и спокойно наблюдал, что будет дальше. В более позднем возрасте он устраивал в школе кровавые драки, чаще всего – без причины.
Не нравился Дали и учителям. Он так и не окончил Королевскую академию изящных искусств в Мадриде: Сальвадора выгнали за пренебрежительное отношение к преподавателям.
Да и дома не всё было гладко. В 17 лет Дали остался без матери, которая умерла от рака груди. Для него это была страшная потеря. Отец-нотариус по складу характера был типичным бюргером и не мог оценить нестандартное мышление сына. Окончательно их отношения разладились, когда Сальвадор выставил на Парижской экспозиции картину «Священное сердце»: там был изображён силуэт с нимбом, в центре которого располагалась надпись: «Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери». Искусствоведы полагают, что так Дали выплеснул свою боль от потери близкого человека. Но отец художника счёл это издевательством и запретил сыну появляться дома без извинений и раскаяния.
Сальвадор мог бы до конца жизнь прозябать, лишённый наследства, в безденежье и одиночестве. Если бы не встреча, которая изменила всё.
Женщина-праздник
С девушкой с загадочным именем Гала Дали познакомился благодаря общему окружению. Имя дамы было ненастоящим. Как и многое другое в ней.
На самом деле богемную звезду звали Елена Дьяконова. Она родилась в Казани (а может быть, в Москве). Её отцом был то ли казанский чиновник Иван Дьяконов, за которого поначалу вышла её мать Антонина Деулина, то ли московский адвокат Дмитрий Гомберг, которого Антонина встретила, сбежав от мужа. Сама Елена умело путала следы, представляясь по отчеству то Ивановной, то Дмитриевной.
Особой красотой Гала никогда не выделялась: невысокого роста, худенькая, с острыми чертами лица, слишком близко посаженными глазами, обрамлёнными роскошными ресницами. Но она знала, как себя подать, и мечтала об одном: вызывать зависть в женских сердцах и любовь в мужских. Эти мечты вскоре начали сбываться.
В 17 лет (но это не точно, потому что дату своего рождения Елена тоже скрывала) у девушки заподозрили туберкулёз, и родители отправили её на лечение в Швейцарию. Там она познакомилась с молодым французским поэтом Эженом Гренделем. Елена представилась ему Галиной, и он стал звать её на французский манер – Гала, что значит «праздник». Она же посоветовала ему взять псевдоним Поль Элюар.
С тех пор он слушался её во всём. Гала отличалась феноменальным чутьём на талант и на богатство. Поль обладал и тем, и другим: его отец занимался недвижимостью в Париже.
Родители Элюара поначалу были не в восторге от ворвавшейся в их жизнь русской девицы. Но Поль и Гала всё равно поженились, год спустя у них родилась дочь Сесиль. Ребёнка тут же сбагрили бабушкам. У Галы был другой план на жизнь: «Я никогда не буду просто домохозяйкой. Я буду много читать и делать всё, что захочу, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая себя не перетруждает. Я буду, как кокотка, сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с маникюром», – говорила она.
После Первой мировой войны они стали жить так, как она мечтала: Поль, побывавший на фронте и благополучно вернувшийся, много писал, она занималась обустройством быта и собственными удовольствиями. В числе этих удовольствий были и мужчины. Так, она открыто закрутила роман с другом Элюара, немецким художником Максом Эрнстом. Тройственный союз стал сенсацией в творческих кругах: Гала в роскошных нарядах появлялась в свете под руку сразу с двумя кавалерами. Правда, в конце концов Элюар не выдержал и сбежал на Таити, но избавиться от её власти не смог: Гала приехала за ним, и они воссоединились снова, уже без Эрнста.
Вскоре в их жизни опять появился третий. И в этот раз – не лишний…
Сюр какой-то!
Элюар и Дали подружились на фоне приверженности сюрреализму.
Художник пригласил своего нового знакомого погостить к себе в Испанию, и Поль охотно согласился. Он уже промотал почти всё состояние отца, а в гостях можно было сэкономить. В поездку он отправился с женой…
Гале было 35 лет, Сальвадору – 25, и он сразу потерял голову. Он то хихикал, то замолкал, то тараторил без умолку, но это поведение не оттолкнуло её. Гала сразу поняла, что перед ней – гений. И не могла его упустить.
Большинство исследователей уверены, что она была первой женщиной, с которой Дали вступил в интимные отношения. Умная и опытная, она освободила его от множества комплексов. Их внезапная страсть вызывала осуждение публики, что, кажется, обоих устраивало. Единственный, кто хранил спокойствие – был Поль Элюар, давно привыкший к выходкам жены. К сожалению для него это оказался не рядовой адюльтер.
Спустя три года по настоянию Галы они с Полем оформили развод. В это время она уже жила вместе с Дали. Гала научилась вести хозяйство, обустраивать жалкую комнатушку, чтобы она была и спальней, и гостиной, и мастерской.
Он же творил, извлекая из своей фантазии всё более причудливые образы и подписывая свои творения «Гала-Сальвадор-Дали». Она стала его музой, любимой моделью и главное – продюсером и арт-дилером. Именно Гала обивала пороги коллекционеров и галерей, уговаривая их взять что-нибудь из работ своего мужа. Она находила меценатов и заключала контракты от его имени.
А если Дали пребывал в творческом кризисе, она принуждала его оформлять витрины, разрабатывать дизайн шляпок и заниматься рекламой.
Постепенно финансовые дела пошли в гору. Скандальная репутация работала на них: Дали знали уже по ту сторону океана. Они отправились в вояж в США, откуда вернулись настоящими богачами. Картины Сальвадора теперь раскупали через полчаса после открытия выставки.
Тем не менее влияние Галы на Дали многие считали спорным. Одни уверены, что он был в высшей степени неорганизованным и слабовольным мужчиной и добился успеха именно благодаря жене, державшей все его дела под контролем. Другие считают, что она просто превратила его в скрягу. За бесконечную гонку за деньгами Дали даже исключили из рядов сюрреалистов. А его жену наградили красноречивыми прозвищами: «Гала-чума», «алчная валькирия», «жадная русская потаскуха».
Последнее, кстати, небезосновательно – она открыто заводила связи на стороне. Причём чем старше становилась Гала, тем моложе были её любовники.
Семейную жизнь это не разрушило. В 1958 году 64-летняя Гала и 54-летний Сальвадор обвенчались в церкви. Возможно, это была очередная пиар-акция скандальной парочки – на самом деле они всё больше отдалялись друг от друга.
Вскоре Дали купил жене замок Пуболь, где она до конца жизни жила без него. Он мог явиться туда только по её письменному приглашению. Такое условие, как признавался художник, соответствовало его мазохистским наклонностям.
Пока Гала проводила время в компании молодых любовников, Дали увлёкся 19-летней певицей Амандой Лир. Законная жена, сама не отличавшаяся верностью, поначалу закатила скандал. Но потом смирилась. Потому что знала – её место в сердце Дали не займёт никто.
В 1982 году, в возрасте 87 лет, Галы не стало. Дали пережил музу на 7 лет, но своё место в мире без неё он так и не нашёл.
История их отношений – один из ярких шедевров, который они создали вместе.
Лариса Плахина
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, почему знаменитый писатель Кир Булычёв вёл двойную жизнь.