Как устроена «чëрная пятница» и кому на самом деле она выгодна?
Газета "Деловая Газета НП" №65 от 06.11.23
Подписка на газетуНоябрь прочно ассоциируется с самой крупной распродажей года, которую называют «чёрной пятницей». В течение двух-трёх дней в конце ноября розничные и интернет-магазины предлагают покупателям отовариться с большими скидками. Как на самом деле устроена «чёрная пятница» и кто выигрывает от неё больше – покупатели или всё-таки продавцы?
Скидки! Скидки! Скидки!
Одежда, обувь, косметика, бытовая техника, игрушки – всё это и многое другое можно купить с огромной скидкой в «чёрную пятницу». По крайней мере, в этом нас каждый год пытаются убедить маркетологи.
«Чёрной пятницей» называют большую распродажу, которая проходит по всему миру в конце ноября.
В этом году «чёрная пятница» продлится три дня. Она стартует 23 ноября в 00.00 и закончится 26 ноября в 23.59.
Однако некоторые магазины объявляют распродажу на отдельные товары в течение всего месяца, другие устраивают самые горячие распродажные дни незадолго до самой «чёрной пятницы», чтобы покупатели удовлетворили интерес к покупке именно в их магазине.
В любом случае и для продавцов, и для покупателей это горячая пора.
Исторический момент
«Чёрная пятница» пришла к нам из-за границы, а если точнее – из США. «Чёрной пятницей» называют следующий день после Дня благодарения, который американцы отмечают в последний четверг ноября.
Сам термин в середине ХХ века использовали полицейские Филадельфии. С мрачным чёрным у них ассоциировался хаос, который царил после Дня благодарения и растягивался до ежегодного субботнего матча по американскому футболу.
В пятницу после Дня благодарения в город приезжало огромное количество туристов и болельщиков, чтобы закупиться товарами по случаю праздника и побывать на матче. В результате на дорогах образовывались пробки, начинались беспорядки, и у сотрудников правоохранительных органов не было никаких шансов отдохнуть самим. Они, напротив, перерабатывали.
Торговцы пытались переименовать «чёрную пятницу» в «большую пятницу», но тщетно и совершенно зря. Умнее поступили американские ретейлеры в конце 1980‑х, которые превратили хаос в акцию, ставшую известной на весь мир. В том числе активно участвуют в «чёрной пятнице» и в России.
В 2022‑м, по данным Wildberries, участники «чёрной пятницы» заказали на сайте маркетплейса товары на общую сумму около 106,4 млрд рублей.
Кругом обман?
Однако в том, что в «чёрную пятницу» можно по-настоящему выгодно закупиться, уверены далеко не все.
Согласно опросу портала SuperJob, большинство нижегородцев (77%) считают ноябрьскую распродажу обманом. И всего 11% верят в то, что продавцы различных товаров действительно снижают цены во время распродажи в «чёрную пятницу».
Мужчины чаще женщин называют большую распродажу в ноябре нечестной акцией – 82% против 71%. При этом 72% нижегородцев заявили, что не будут приобретать товары в «чёрную пятницу».
И в этом есть здравое зерно.
« В ноябрьскую распродажу действительно можно приобрести товары с хорошими скидками, но надо признать, что ни один продавец не будет работать себе в убыток, цель любого бизнеса – извлечение прибыли, – говорит маркетолог Иван Ефтеев. – В «чёрную пятницу» применяются все те же маркетинговые ходы, что и в другие распродажи».
К примеру, в преддверии «чёрной пятницы» ретейлеры могут завышать цены на отдельные товары, а в дни распродаж объявить о скидках на них же. Вещи со скидками и без могут стоять на одной полке под баннером «скидки до 70%». Кроме того, для продавца любая распродажа – это возможность продать непопулярный товар, вещь из старой коллекции, с истекающим сроком годности. Для продавца распродажа – возможность привлечь покупателя в свой магазин, чтобы продать сопутствующие товары.
« Покупаете вы, к примеру, смартфон, который давно хотели, с большой скидкой. А продавец предлагает дополнительно приобрести гарнитуру, чехол, защитное стекло. Понятно, что эти вещи дешевле смартфона, но именно в этот распродажный день они могут стоить дороже, чем в любой другой. Но человек, окрылённый эйфорией от выгодной покупки, скорее всего не заметит этого, купит и сделает магазину кассу, – говорит психолог Виктория Астрова. – А к распродажному платью – нераспродажные туфли или сумку, на которые, не будь скидки на платье, вы пожалели бы денег. К тому же тут срабатывает «фактор времени». Дни распродажи ограничены, «количество товара ограничено» – говорят нам продавцы. В такие моменты мозг отключается».
Обойти маркетинговые уловки и выйти из чёрного хаоса победителем всё-таки можно, если подготовиться к распродаже заранее.