Как устроено учебно-тренировочное общежитие дома-интерната
Газета "Нижегородская правда" №73 от 11.12.24
Подписка на газетуВ психоневрологических интернатах (ПНИ) живут люди с ментальными расстройствами. Кто-то из них нуждается в постоянной помощи специалистов, а кто-то попал туда по стечению обстоятельств, хотя вполне мог бы жить вне стен интерната. В Нижегородской области три года назад появился проект сопровождаемого проживания для людей из ПНИ и детских социальных учреждений. Его реализует министерство социальной политики совместно с проектом Народного фронта «Регион заботы». Мы побывали в учебно-тренировочном общежитии Автозаводского дома-интерната для детей «Надежда», которое открылось в этом году. Здесь ребят готовят к самостоятельной жизни, о которой они так мечтают.
Научиться быть взрослым
Учебно-тренировочное общежитие – отдельно стоящее помещение на территории Автозаводского дома социального обслуживания для детей «Надежда». Здесь живут и обучаются навыкам самостоятельной жизни восемь молодых взрослых, воспитанников этого детского дома. Осваивают приготовление пищи, разбираются с финансовыми вопросами, знакомятся с городом.
В помещении по-домашнему уютно. В общей комнате для занятий – большой стол с заготовками для плетения из джута и настольные игры. Настоящая домашняя кухня с большим столом, за которым вечером собираются все ребята. Мягкие кровати в спальнях на два-три человека.
Одна из участниц проекта – 24‑летняя Настя. Если встретить её на улице, ни за что не догадаешься, что она живёт в детском доме-интернате. Туда она попала в 12 лет, а сейчас решила выйти на сопровождаемое проживание. Сначала Настя прошла двухнедельный интенсив – это первый этап программы «Ступени» АНО «Родительский комитет», где ребят обучают всему, что нужно уметь любому взрослому: готовить, ходить в магазин, ездить на автобусе, планировать свой день и самостоятельно делать выбор. Это то, что обычно недоступно в условиях режима и правил жизни в интернате.
Сейчас уже месяц она живёт в учебно-тренировочном общежитии. Это второй этап программы.
«Каждый день мы составляем расписание, – рассказывает Настя. – Сегодня у меня работа по уборке территории, потом – финансовая грамотность, снова работа, швейное дело, магазин. Вечером у нас круг».
Круг – это вечернее мероприятие за ужином, когда наставник разбирает с ребятами, что удалось сделать за день, что не удалось, в чём причины.
«У каждого здесь есть индивидуальный план по развитию, составленный специалистами, – говорит координатор волонтёров «Службы заботы» Ольга Туршатова. – Некоторые ребята, которые попали в учебно-тренировочное общежитие, не умеют читать и считать».
Максиму – 30, он тоже с детства живёт в Автозаводском ДДИ. Здесь он учится письменной и устной коммуникации. Этот навык у молодого мужчины развит не был. Максим мечтает о самостоятельной жизни с младшим братом, который тоже живёт в «Надежде». Родной человек рядом – это очень важно.
Счастье работать
39‑летняя Светлана уже 2,5 года живёт вне стен ПНИ.
«После детдома я пробовала жить самостоятельно, но соседи меня просто выжили – отправили в психбольницу, там лишили дееспособности и перевели в Понетаевский ПНИ, – говорит она. – Там вся жизнь в четырёх стенах, практически никаких занятий, можно было только круги наворачивать по территории, помогать на кухне и убирать двор».
Тогда она решила принять участие в проекте «Ступени», который готовит людей из ПНИ к сопровождаемому проживанию. В 36 лет Свете удалось вернуть дееспособность. В этом ей помогли юристы нижегородской АНО «Служба защиты прав лиц, страдающих психическими расстройствами, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
«Сейчас живу на съёмной квартире на сопровождаемом проживании, в одной комнате я, в другой – семейная пара из Понетаевского интерната, – говорит она. – Делаем вместе завтрак и собираемся на работу. Я работала техничкой в школе, а сейчас в той же школе устраиваюсь кухонным работником на пищеблок. В свободное время хожу в центр фонда «Открытые двери» – занимаюсь швейным делом, керамикой».
Света планирует и дальше жить самостоятельно, надеется, что решится вопрос с жильём, которое ей положено как ребёнку-сироте после детдома.
«У людей, которые долгое время жили в детдоме, потом в ПНИ, мало жизненного опыта, мало коммуникационных навыков, их всему приходится учить заново, – говорит директор некоммерческой организации АНО «Родительский комитет» Мария Метрикина. – Мы их сопровождаем и поддерживаем. У нас работает психолог, психиатр, нейропсихолог, мастера мастерских. Наши воспитанники уже работают клинерами в поликлиниках, школах, кухонными работниками в общепите, на уборке на стадионе. И они востребованы».