Как в Нижегородской области решают проблему нехватки преподавателей естественно-научных дисциплин
Газета "Нижегородские новости"
Подписка на газетуВ сельских районах случается, что педагогу дают транспорт и он ездит по трем школам, чтобы провести уроки. В Нижнем Новгороде многие педагоги ведут физику сразу в двух школах. Об этом с горечью говорила председатель Ассоциации учителей физики и астрономии региона Тамара Кузьмичева. О том, что делается для того, чтобы переломить сложившуюся ситуацию, речь шла на панельной дискуссии, состоявшейся на фестивале «ТехноСтрелка». Ее тема звучала так: «Предметы естественно-математического цикла: как вести и как готовить учителей?»
Ситуация уже меняется
По словам руководителя регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у молодежи «Вега» Ирины Зиновьевой, ситуация с преподаванием предметов естественно-математического цикла действительно сложная. Если по гуманитарным дисциплинам призеров и победителей различных олимпиад много, то ребят с хорошим знанием предметов естественно-математического цикла гораздо меньше. Для их подготовки нужны увлеченные педагоги, ситуация для подготовки которых складывается благоприятная в связи с появлением инженерных классов, кванториумов, IT-кубов, усиленной подготовкой вузами инженерных кадров.
В регионе за последние два года в этом направлении сделано немало, считает Ирина Зиновьева.
«В этом году уделялось большое внимание повышению квалификации учителей. Отклик от педагогов есть, они хотят развиваться. Уже в этом году будет запущен проект «Неймарк для учителей естественно-научного направления», в рамках которого будут готовить педагогов. Этот проект поддержал и губернатор, и правительство региона», – отметила она.
У предмета свой язык
«Общеобразовательная школа должна расширять возможности. Только в старших классах, когда ребята выбирают тот или иной образовательный профиль, могут быть ограничения, так как упор делается на выбранную траекторию. Я против ранней специализации, подразумевающей, что в пятом или седьмом классе ребенку нужно выбрать профессиональное направление. Вероятность того, что он передумает в этом возрасте очень высока, – считает директор «Школы 800» Марк Сартан.
По его мнению, школа должна представлять максимально широкий спектр возможностей детям, знакомить их с окружающим миром. Идея делать один какой-то цикл предметов главным, ему не близка. В этом подходе он видит отголоски споров 60‑х годов прошлого века по поводу того, кто важнее – физики или лирики. Деление предметов на естественно-математические и гуманитарные весьма условно.
«Объединяющим «клеем» в образовании является то, что находится вне предметов – скажем, универсальные учебные действия. Школьные предметы я бы разделил на группы, описывающие картину мира в разном ракурсе: во временном аспекте это делает история, описывает живой мир – биология, материальный мир – физика. Другая группа – это языки: русский, иностранные, родной. Сюда же я отношу и математику, у которой свой язык, и именно на нем «разговаривают» предметы научно-естественного цикла. Особняком стоит география, у которой язык – картографический, но и она тяготеет к языку математики», – поделился своим видением Марк Наумович.
Тамара Кузьмичева, напротив, убеждена, что именно предметы естественно-научного цикла и выполняют роль «клея» в образовании.
«Тридцать лет назад начали цениться гуманитарные специальности и это привело к страшному перекосу в нашем обществе. В результате на рынках торгует молодежь, имеющая филологическое, экономическое или юридическое образование. К счастью, ситуация начинает меняться – физико-техническое, химико-техническое, биологическое и географическое образование возвращает былое уважение к себе. Тем не менее, руководителям от образования нужно задуматься над тем, как менять подготовку по физике. В 9 классе дети перестают любить этот предмет, так как темы очень сложные и школьники не успевают понять материал. О какой метапредметности можно говорить, если в 10 классе только два урока физики!»
Три главных принципа
Кузницей учительских кадров в регионе является Мининский университет. Его проректор по воспитательной и учебно-методической деятельности Александра Толстенева считает, что человека, влюбленного в естественно-научные предметы и педагогически одаренного нужно начинать готовить раньше, чем остальных потенциальных абитуриентов. В университете реализуется ряд проектов, направленных на непрерывную подготовку и плавный вход в педагогическую профессию наиболее заинтересованных и талантливых ребят. При этом здесь убеждены в необходимости реализации основополагающих принципов.
Первый – это ранний старт. Он заложен в проекте «Инженерный класс Мининского университета».
«Мы считаем, что необходимо создать программы, которые соединяли бы основное и дополнительное образование, а основой стала бы технология, – говорит Александра Толстенева. – Это позволило бы показать детям среднего звена важность научно-технического знания, привнести в обучение элементы дисциплин естественно-математического цикла. На этой базе в 8 – 9 классе появится интерес к экспериментально-исследовательской деятельности».
Второй принцип – фундаментальность. В подготовке учителей физики Мининский университет взаимодействует с Институтом прикладной физики РАН. На базе НИИ студенты проходят практику, участвуют в научной работе. Выстроено тесное взаимодействие с университетом Лобачевского. Будущие педагоги имеют доступ к лабораториям ННГУ и могут обучаться у его ведущих преподавателей.
Третий принцип – практико-ориентированность. Университет присоединился ко всероссийскому проекту «Ядро педагогического образования». Его суть в том, что педагогические вузы (их в стране более тридцати) реализуют близкие по структуре и наполнению программы. Это позволяет получать ребятам качественное и сходное образование во всех регионах, рассказала проректор НГПУ.
Мининский университет сегодня имеет прекрасную материально-техническую базу – создан технопарк универсальных педагогических компетенций, для формирования метапредметных навыков, освоения методик проектной деятельности на стыке наук. В вузе есть педагогический кванториум, который также помогает формировать метапредметные компетенции.
Центральное звено – учитель
Большую роль в развитии инженерного мышления у ребят играет сегодня дополнительное образование.
«Мы действуем, отталкиваясь от интересов детей – робототехника, айти, хайтек, био, нанонаправление – делится директор Центра молодежных инженерных и научных компетенций «Кванториум» Светлана Непокорова. – Все занятия практико-ориентированные. Детей делят на группы по их возможностям».
Вопрос с преподавательскими кадрами здесь решают за счет привлечения студентов НГТУ имени Р.Е. Алексеева, ННГУ имени Н.И. Лобачевского, Мининского университета, учащихся радиотехнического колледжа. И получается, что это приносит хорошие рузельтаты: на разных конкурсах более успешны оказываются как раз младшие дети, которые в условиях состязаний реализуют сложные проекты.
«В первую очередь наш колледж готовит кадры для промышленности, – рассказывает директор радиотехнического колледжа Ирина Кормщикова. – Но есть примеры, когда наши студенты, которые сами когда-то занимались в кванториумах, становятся преподавателями. Учиться у нас сложно, и школьных знаний ребятам часто не хватает. Хорошая оценка по физике в аттестате порой не соответствует недостаточным знаниям самого студента. Выясняется, что пятерки ему выставляли не за решение задач, а за старательно выполненные конспекты»…
Проблема недостаточной квалификации учителей актуальна и для IT-образования, констатирует генеральный директор Digital-агентства «R‑Top» Константин Верховинский.
«Считается, что «айти» – это прежде всего математика и физика, но это не совсем так. Это интернет-маркетинг, креативные индустрии, искусственный интеллект. В рамках проекта «Цифровая Россия» мы выступаем за активное взаимодействие айти-компаний и образовательных организаций. Например, «R‑Top» сотрудничает с Университетом Лобачевского и совместно готовит вебразработчиков», – делится он.
Звершая дискуссию, и.о. ректора Нижегородского института развития образования Елена Окунькова отметила, что сегодня не хватает не только учителей, но и методистов – настоящих организаторов образовательного процесса. Понимая эту проблему, в НИРО создают все условия для непрерывного повышения квалификации педагогов.
Есть курсы повышения квалификации, есть возможность пройти переподготовку, пойти учиться в магистратуру или в аспирантуру. По сути, здесь готовят настоящие научные кадры, способные укрепить слабое звено в образовательном процессе.
«Помимо непрерывности образования важнейшим элементом является постоянный живой обмен практиками, опытом. Важно обеспечить педагогов такой возможностью, дать им доступ к обучению на высоком уровне там, где такие условия созданы», – заключает Елена Окунькова.
Александра Махлина