Как западные санкции научили нижегородцев разумным покупкам
Газета "Нижегородская правда" №19 от 06.04.2022
Подписка на газетуУход с рынка зарубежных брендов и общее давление санкций заставляет задумываться о том, что и в каком количестве мы потребляем. О трансформации отношения к покупкам говорят и простые жители, и эксперты. Некоторые уже предрекают конец эпохи потребления в нашем обществе. На смену ему уже приходит потребление разумное.
Новый подход
Каждую новость об уходе очередного бренда шопоголик со стажем Алина воспринимает как личную трагедию.
– Я в ужасе: как одеваться теперь?! – на полном серьёзе рыдала она в трубку, когда очередной бренд закрыл свои двери для российского покупателя. – Скоро потеплеет, а у меня ни пальто нового, ни куртки. Что прикажете делать, снарядиться и поехать за одеждой в Иваново? Просто кошмар!
Приятель Кирилл не успел купить новый смартфон до подорожания и теперь по-настоящему страдает.
– Мой смартфон рабочий, конечно, но я хотел уже что-то поновее, пошустрее, – признался он. – Но телефон, который я присматривал, стоит теперь, как крыло самолёта. Пожалуй, придётся повременить.
Мужу моей подруги Алексею пришлось отложить покупку машины. Её стоимость выросла в два раза, и накопленных денег не хватает, но впадать в отчаяние он не стал.
– Съездил в автосервис, посмотрели мою машину, сказали, что при должном уходе она будет ещё лет десять бегать! – сказал Алексей. – Обидно, конечно, но во всём можно найти плюсы. Теперь, например, можем сделать ремонт, почему нет.
Знакомая Настя тоже не стала сокрушаться, а, напротив, по-новому посмотрела на потребительскую сторону своей жизни.
– Перед очередным походом в магазин решила разобраться в холодильнике и ужаснулась, – рассказала она. – Например, обнаружила на разных полках два куска сыра. Один, забытый, уже покрылся плесенью. В морозилке покрылось толстой коркой льда то ли мясо, то ли фарш – что-то непонятное и непонятно когда появившееся здесь. И зачем я каждый раз покупаю эти яблоки, если я их терпеть не могу?
Импульсивные покупки, запасы ненужных продуктов по акции, товары, купленные под впечатлениям от рекламы, – ещё недавно для многих это было нормой жизни. Однако в последнее время многие всё чаще стали задумываться о том, что и зачем они приобретают. А обрушившиеся санкции, по мнению экспертов, ускорят этот тренд на разумное потребление.
Правила жизни
За период 1970 – 2020 годов потребительские расходы мира увеличились в 25 раз. И произошло это не только за счёт роста численности населения, но и за счёт роста потребительских расходов на душу населения.
Какую сферу ни возьми, она работает на то, чтобы мы потребляли: одежду и обувь, гаджеты и машины, продукты и услуги.
«Более 30 лет Россию планомерно приучали к правилам новой жизни, главное мерило которой – потребление, – поделился своими мыслями на блог-платформе Telegraph директор по особым поручениям госкорпорации «Ростех» Василий Бровко. – В эйфории потребления мы зарывались всё глубже и глубже. Вместо привычного нам «учиться, учиться» пришло более привлекательное «покупай, покупай». Твоей машине уже три года? Купи новую! Меняй одежду с каждой новой коллекцией. Ведь ты же модник. Нет образования – купи его. Устал – заплати за комфортный отдых. Не хватает денег – бери кредит. Главное – плати».
При этом огромное значение приобрели именно бренды. Вот едет в метро студентка в стоптанных ботинках, но с последней моделью iPhone в руках. Только ли за качеством мы гонимся, покупая эту марку смартфона?
«Потребление задаёт модели поведения: бренды позволяют идентифицировать место человека в обществе, функцию и статус, – пишет Василий Бровко. – Именно по этой причине вокруг нас так много фальшивых сумок «Луи Виттон». Их покупатели прекрасно знают, что владеют фальшивыми копиями настоящих сумок, но не могут противоречить установкам матрицы и отказаться от них – тогда, как им кажется, они не будут модными. Но кто сказал, что эта мода – естественная и реальная?»
Не бери
По мнению многих экспертов, моду на потребление диктовали именно общественные установки.
– Количество необходимых вещей, продуктов, которые обеспечивают наше физическое существование на достойном уровне, достаточно ограниченно, а главное – стабильно, – говорит нижегородский социолог Александр Прудник. – А вот то, в какой форме мы их потребляем и в каком количестве, определяется именно социальными условиями. Другими словами, есть определённый уровень иерархии потребления и престиж потребления. То, с чем мы сейчас столкнулись, это кризис престижного потребления, потому что человек пытается позиционировать себя в социальном пространстве с помощью потребления, например, через различные модели гаджетов. И появление очередной новинки означает, что его обладатель не только в своих глазах, но и в глазах своей референтной группы, резко повышает свой статус.
По словам эксперта, так и раскручивается спираль потребления. Чем больше людей достигает определённого уровня жизни, тем больше усилий надо затрачивать для того, чтобы выделиться на этом среднем фоне.
– Специфика современного производства такова, что оно может обеспечить очень быстрый переход на новый качественный уровень потребления, – продолжает Александр Прудник. – В результате уровень потребления сейчас в развитых странах подошёл к своему пределу и оказывает достаточно серьёзное влияние в том числе на условия жизни, на экологию. Некоторое время назад стало понятно, что переход всего населения земли на уровень потребления среднего европейца сейчас физически невозможен, поскольку просто ресурсов природных на это не хватит.
Сейчас, пусть и вынужденно, наша страна сконцентрировалась на снижении уровня потребления. Схожие процессы происходят и в западных странах.
– Окружающая действительность всё больше сподвигает нас не только отказываться от привычных товаров и услуг, но и более глубоко присмотреться к тому, что нас окружает, что мы уже имеем, – говорит психолог Наталья Игнатьева. – Такая возможность замедлиться или даже остановиться, провести ревизию в своих убеждениях, привычках, вещах. Возрастает ценность близких доверительных отношений, общечеловеческих ценностей. Заметно снижается наносная ценность внешних атрибутов. Сейчас самое время расставить приоритеты: что для меня более важно, куда я готов направлять свои силы и время, а что – второстепенно.
И может, это именно то, что многим было нужно?