Какие зарубежные бренды снова рвутся на российский рынок
Газета "Деловая Газета НП" №17 от 27.03.23
Подписка на газетуИностранные компании, громко хлопнувшие дверью прошлой весной, продолжают присутствовать на российском рынке. Одни – через параллельный импорт, другие открываются под новыми вывесками. Очередная волна возвращений планируется уже этой весной. Какие зарубежные компании вернут себе присутствие на полках российских магазинов, как это отразится на работе отечественных производителей и что выиграют потребители?
Переобулись
Весной прошлого года многие зарубежные бренды категорично заявили об уходе с российского рынка. Но окончательно и бесповоротно сделали это далеко не все.
Часть компаний пошла по пути продажи своего бизнеса, и уже знакомые бренды открылись под новыми вывесками.
На месте «Макдональдса», например, теперь – «Вкусно, и точка». Можно сколько угодно спорить о вкусе, но суть сохранилась. Сменили собственников и торгуют под новыми названиями производители одежды: вместо «Синсей» – СИН, вместо «Мохито» – М.
По этой же схеме в апреле ожидается возвращение таких известных зарубежных брендов одежды, как «Бершка», «Пулл энд Бир» и «Зара». Так, «Бершка» должна начать свою работу под названием «Экру» (Ecru), «Пулл энд Бир» переименуют в «Даб» (DUB), а «Зару» – в «Мааг» (Maag).
По информации телеграм-канала Mash, испанские «Пулл энд Бир» и «Бершка» должны были вернуться раньше, но открытие магазинов перенеслось из-за землетрясений в Турции. Ведь именно там планируют отшивать одежду этих брендов. Сейчас руководство обзванивает персонал с предложением вернуться на работу.
Впрочем, сейчас одежду под прежними известными марками можно купить на маркетплейсах. Товары появились там ещё в прошлом году, и представители брендов заявляли, что речь идёт о продаже коллекций, которые были завезены в Россию ещё до ухода компаний с российского рынка.
На двух стульях
Покупать товары привычных зарубежных марок помогает не только смена собственника и названия, но и параллельный импорт.
Эту схему Правительство России легализовало весной прошлого года. В список одобренных для ввоза товаров тогда попала продукция таких компаний, как «Эппл», «Сименс», «Самсунг», «Моторола», «Эйсер», автомобили «Тесла», «Тойота», «Вольво», «Рено» и запчасти для них и многое другое. Речь, напомним, идёт не о контрафакте, а об оригинальных товарах, которые завозятся в Россию через альтернативные каналы поставок.
Например, на месте сертифицированных магазинов «Лего» открылась новая мультибрендовая сеть «Мир кубиков». Здесь можно купить не только конструкторы «Лего», которые ввозят по параллельному импорту и закупают у других поставщиков, но и конструкторы, а также аксессуары к ним других производителей.
В середине марта Минпромторг расширил список товаров для параллельного импорта. Помимо прочего в него вошли бренды косметики и парфюмерии «Керастаз» и «Ив Сен Лоран», бренды игрушек и детских товаров «Хасбро», «Лоджитэк» и «Нинтендо», а также бренды моторных масел «Шелл Хеликс» и «Шелл Римула».
«Минпромторг России внёс изменения в перечень товаров, в отношении которых не применяются требования о защите интеллектуальных прав со стороны правообладателей (патентообладателей), которая была введена в оборот за пределами территории Российской Федерации», – сообщил Минпромторг РИА «Новости».
Появилась в списке параллельного импорта и продукция бренда «Икеа», правда, пока не ясно, каким будет ассортимент. В любом случае эксперты сомневаются, что «Икеа» вернёт себе звание мебельного гиганта в России. Эта ниша активно заполнялась отечественными производителями. В 2022 году производство мебели в Нижегородской области выросло в 1,5 раза.
«Рост в мебельной отрасли обуcловлен импортозамещением, – отмечал в своём телеграм-канале заместитель губернатора Егор Поляков. – Отечественные производители мебели активно занимают ниши, освободившиеся после ухода ряда зарубежных компаний».
Перемена мест
Собственно, примерно то же самое происходит на косметическом рынке. Да, найдутся те, кто искренне порадуется возвращению помады полюбившегося бренда, но с тех пор как западные косметические компании попрощались с полками российских магазинов, их места заняли отечественные производители. Речь идёт о десятках новых марок.
То же самое и с другими товарами.
«Признаться, я сначала горевала по уходу зарубежных брендов одежды из России. Например, в «Заре» можно было купить классные, стильные, качественные детские вещи, – призналась нижегородка Светлана. – Но сейчас я даже на маркетплейсах не слежу за обновлениями. Нашла хорошие отечественные аналоги и покупаю одежду российских брендов для себя и для дочери. Оказалось, ничем не хуже, ещё и дешевле можно найти».
Эксперты считают, что в итоге потребитель от такой перестройки рынка только выиграл. Несмотря на удорожание логистических цепочек и рост инфляции, вернувшиеся компании уже не смогут завышать ценники, поскольку вместо ушедших брендов на рынок в большом количестве зашли российские, белорусские, китайские и многие другие производители. То есть сформировалась здоровая конкуренция, которая выведет на первое место те бренды, которые предлагают качественную продукцию по адекватной цене.