Каким было 1 сентября в Нижегородской области в разные годы
Газета "Нижегородская правда" №51 от 30.08.23
Подписка на газетуСегодня, 1 сентября, мальчишки и девчонки в парадной форме, с цветами отправились в классы. Впереди не только занятия за партой, но и олимпиады, научные, творческие соревнования и много других интересных событий. А каким было 1 сентября 100, 90, 80 лет назад?
С портретами вождей
В 1923 году начало учебного года встречали в атмосфере далёкой от праздничной. Революция смела прежнюю жизнь. Но надежды на лучшее уже появились. «Развал, разруха в нашем хозяйстве, которые царили прежде, теперь устраняются. То же самое происходит и в наших школах, – рассказывала «Нижегородская коммуна». – Если два года тому назад, даже в прошлом учебном году наша школа представляла собой развалину, то в сегодняшний учебный год дело обстоит много лучше».
У некоторых школ появились шефы, которые «приняли деятельное участие в ремонте разрушенных школьных помещений».
Но главные перемены должны были произойти не в помещениях, а в головах. Для учителей организовали курсы переподготовки. Школу объявили важнейшим участком идеологической борьбы. Учителя теперь должны были стать носителями «цельного марксистского мировоззрения». И при этом было «мало, если учитель только лоялен к революции». Газета констатировала: «Массовый учитель начинает становиться строителем новой советской школы».
Через 10 лет положение значительно улучшилось. «Горьковская коммуна» даже опубликовала снимок: в школе Свердловского района дети на перемене пьют кофе с пирожными. Во всех ли школах дают пирожные, не сообщалось. Но 1 сентября в любом случае воспринималось как праздник. «После летних каникул сотни тысяч детей с полными задорной бодрости, весёлыми и улыбающимися лицами переступили порог школы», – рассказывала газета.
Что касается взрослых, то тон был суровым. «Мелкобуржуазной расхлябанности, недисциплинированности должен быть нанесён сокрушительный удар, – призывала «Горьковская коммуна». – Каждый зав. школой должен крепко запомнить, что он несёт ответственность за школу совершенно в той же мере, как директор отвечает за вверенное ему предприятие».
Особый подход
Особенным стало 1 сентября 1943 года. В стране ввели раздельное обучение мальчиков и девочек. «В нашей области с началом наступающего учебного года создаются раздельные мужские и женские школы в Горьком, Дзержинске и Арзамасе», – сообщала «Горьковская коммуна».
Газета объясняла: после революции девочки и мальчики стали учиться вместе для того, чтобы «привить с детских лет взгляд на женщину как на равноправного с мужчиной члена общества». Теперь же женский вопрос решён, и надо обратить внимание на всё же «неодинаковое физическое развитие мальчиков и девочек» и «неизбежное разделение труда». Мальчикам кроме обычных уроков нужны военная подготовка и производственное обучение, девочкам – рукоделие, домоводство, знания по педагогике.
Шла война, но взрослые всё равно постарались сделать 1 сентября особенным. Например, здание мужской школы № 8 Свердловского района, как рассказала газета, «блестяще отремонтировали». А вот впечатления из женской школы № 3: «Много яркого, праздничного. Поражает прежде всего обилие цветов».
При этом трудности военного времени не отменяли ни необходимости учиться, ни обязанностей взрослых обеспечивать школу всем необходимым. 1 сентября в Горьком на уроки не пришли 3553 ученика, а в ряде школ по городу и области не оказалось горячих завтраков. Это было объявлено недопустимым.
С началом учебного года в 1953‑м полосу «Горьковской правды» украсило фото улыбающихся первоклассниц женской школы № 1 Свердловского района Тани Жариновой и Иры Фадеевой. Но это 1 сентября для мужских и женских школ оказалось последним. Уже через год мальчики и девочки снова стали учиться вместе.
Дом без двоек
«Ближе к школе, товарищи!» – с таким призывом вышла наша газета в канун 1 сентября 1963 года. Объявлялся курс на максимальное сближение школ с предприятиями, колхозами, чтобы дети приучались к труду и вместе с учителями их воспитателями становились «и мастер завода, и колхозный бригадир, и доярка на ферме».
В качестве «великолепного примера того, как сливаются в один поток обучение и воспитание», газета рассказала о посёлке Народный: «Красное Сормово» шефствуют над школой, жители организовали штаб для повышения успеваемости, объявили соревнование «за дом без двоек» и уже более чем на 40 домах такую эмблему прикрепили. А школьники ещё успевают делать стенгазеты, устраивать концерты для рабочих, играть с малышами в воскресном детском саду.
В 1973 году в Горьковской области было 2440 дневных школ, 130 вечерних и заочных. Причём к 1 сентября открыли две новые школы – в Кузнечихе и в Комсомольском посёлке Сормовского района.
За парты сели более полумиллиона школьников и свыше 130 тысяч тех, кто получал высшее и среднее специальное образование. «Здравствуй, школьная парта – старт многих открытий!» – приветствовала начало учебного года наша газета.
В 1980‑х начались эксперименты. В частности, стали открывать нулевые классы. «Обучение детей с шестилетнего возраста пока проходит ещё в рамках эксперимента, – рассказала «Горьковская правда» в канун 1 сентября 1983 года. – Результаты его обнадёживают».
Через несколько лет школы перевели на 11‑летнее обучение. И вообще началась эпоха перемен. От учителей снова потребовали новых подходов. Ввели новые предметы – граждановедение, экономику.
Идеология осталась в прошлом. «Главное дело школы – хорошо учить ребят», – написала наша газета в канун 1 сентября 1993 года. Сообщалось, что по области не хватает 400 учителей, не хватает средств, и школы даже вынуждены идти в коммерцию – в Воротынском районе, например, продают овощи из своих теплиц.
При этом указывалось, что, по опросам, 70% учителей поддерживают перемены. «То есть люди видят пути выхода из той сложной ситуации, в которой сейчас оказалась наша школа», – констатировала газета…
С тех пор изменилось многое. Но во все времена неизменно одно: 1 сентября нарядные дети приходят в школу, и на праздничной линейке звучит: «В добрый путь в страну знаний!».