Картины кстовчанки Марины Мякишевой возвращают в удивительный мир детства
Газета "Нижегородская правда" №68 от 16.11.22
Подписка на газетуТак получилось, что любимая работа у Марины Васильевны Мякишевой появилась, когда старшая внучка пошла в детский сад. Рисовать и рукодельничать она всегда любила, но работала на серьёзном нефтеперерабатывающем заводе, и времени на хобби катастрофически не хватало. Её жизнь круто изменилась, когда 10 лет назад она случайно проходила мимо кстовского центра народной культуры «Берегиня». Теперь она не только учит творчеству детей и взрослых, но и сама является дипломантом различных межрегиональных и всероссийских конкурсов народного мастерства.
«Солнышки» от папы
Дома у Марины Васильевны всё в подсолнухах – посуда, интерьер. В саду первыми она тоже всегда сажает подсолнухи. И очень красиво рисует эти солнечные цветы.
«Любовь к этим солнышкам у меня с детства, – рассказывает она. – Отец-тракторист уезжал и приезжал затемно. Как-то возвращался с работы, а у меня день рождения. Что подарить? В это время у поля на окраине выросли подсолнушки – маленькие, только начали распускаться. Помню, папа подъезжает к дому на тракторе, мы, семеро детей, выбегаем навстречу – он всегда что-то привозил нам: «Лисичка прислала». Он выходит из кабины запылённый, уставший и протягивает мне подсолнухи…. С тех пор они для меня как солнышко. Знакомые, кто знает, всегда дарят мне что-то с подсолнухами».
Родилась Марина Васильевна в Краснооктябрьском районе, в деревне Загарино. Семья была большая, творческая. Папа рисовал красивые картины, мама-доярка вышивала, шила, вязала.
«Родители у нас замечательные были, всем нам дали высшее образование, – говорит она. – Все четыре сестры – рукодельницы. Род Савельевых был мастеровой».
После школы Марина Васильевна окончила нефтяной техникум, работала на заводе, рисовала плакаты, стенгазеты. Вышла замуж, и пока была в декрете с дочкой, окончила заочно Московский народный университет искусств, потом снова вышла на завод.
От теста до городецкой росписи
«Рисовала, шила и вязала я всегда, сколько себя помню, это у меня от родителей, – вспоминает наша героиня. – Лет десять назад идём с внучкой как-то мимо нашего центра «Берегиня», и я зашла спросить, не найдётся ли для меня работы. А им нужен был руководитель кружка тестопластики. Я засомневалась сначала: где рисование и где тесто. Но мне дали книжку, весь вечер я лепила, и так меня это увлекло, что ночь не спала, утром звоню: согласна! Потом уже постепенно сама освоила керамику, бисер, мезенскую, гаютинскую, городецкую росписи, съездила на курсы по гончарному делу. Теперь хочу всё время работать, что-то творить».
Последние два года творчество спасает Марину Васильевну от горечи утраты – от сердечного приступа внезапно умер супруг, с которым прожили 40 лет.
«Как часть меня оторвали, – признаётся она. – С мужем мы всю страну объехали: Золотое кольцо, Крым, Москва, Санкт-Петербург… Вся жизнь на колёсах. У нас была мечта съездить в Архангельскую область, северную красоту посмотреть. Не успели… Муж был советчиком в моих творческих делах. Я вечером в зале заворачиваю палас, выкатываю журнальный столик и сажусь творить, а он всегда рядом».
Китайская фабрика на дому
Марина Васильевна – победитель и призёр всероссийских творческих конкурсов народного мастерства.
Говорит, посылает свои работы на конкурсы, чтобы во всей России знали, что есть такой город Кстово в Нижегородской области, а в нём – центр «Берегиня». Одна из её работ – статуэтка «Девушка-весна» из керамики – находится в музейно-выставочном центре «Микула» в Нижнем Новгороде.
«Я – художник, который вечно в детстве и не хочет взрослеть, – не скрывает Марина Васильевна. – Все мои герои сказочные, мультяшные, улыбающиеся. У меня не получаются серьёзные персонажи, всё такое… детское. Все свои работы я раздариваю. Племянница говорит: «Тёть Марин, ты как китайская фабрика – за вечер успеваешь сделать десяток зайцев и полсотни прихваток». А я как сяду работать, так забываю о сне и еде. Если я пару дней ничего не делаю, мне не по себе, что мои руки ничего не сотворили».
У Марины Васильевны трое внуков, с которыми она тоже постоянно что-то творит, лепит, рисует. На даче создали настоящую сказку – там и фигурки аистов, и журавль, и гусь.
В память об отце художница расписывает сделанное им донце для прялки, которое нашла в родительском доме.
«В стиле городецкой росписи нарисовала всю нашу семью из девяти человек, – показывает она свою работу. – Старалась, чтобы каждый себя узнал. Старший брат, которого уже нет с нами, любил голубой цвет – он изображён в голубой рубашке. Сестра – в красном, мама любила цвет морской волны. А я с косой, как в молодости».